Больше рецензий

strannik102

Эксперт

Экспресс Лайвлиба

18 апреля 2014 г. 11:50

1K

5

РАССКАЗЫ
Три из четырёх включённых в сборник рассказов входят в книгу Искандера "Сандро из Чегема", прочитанную мной буквально несколько дней назад. И всё равно, не удержался и пусть бегло, но пробежал глазами по каждой из ещё свеженьких и не до конца пережитых знакомых историй. А вот четвёртый персонаж, ласково и по воробьиному коротко и выразительно называемый автором Чиком, у меня в новых знакомцах. Хотя эта его новизна весьма относительна — захоти автор, и этот самый Чик мог бы стать героем повестей-новелл из чегемского цикла.

Вообще, говоря конкретно об этом рассказе о Чике, приходит в голову соображение, что из него, из рассказа, вполне мог бы получиться короткометражный фильм. Помните серию короткометражек, снятую в советские времена на студии «Грузия-фильм». Замечательная, колоритная была серия, именно после этих фильмов почувствовал интерес и к кавказским народам, и конкретно к Грузии. Так вот, нечто подобное, но уже с сохранением чисто абхазских и искандеровских колоритов и особенностей, можно было бы снять по мотивам этого короткого, немного забавного и не без примеси сатиры рассказа. Впрочем, я не режиссёр и могу просто ошибаться…

Кролики и удавы. Философская сказка
Собственно говоря, Искандер сам точно обозначил жанр этой своей повести. И как в каждой нормальной сказке, за всеми этими удавами и кроликами легко прочитываются простые и непростые люди. А за всей этой сказочной социальной организацией легко просматриваются совсем ещё по историческим меркам недавние герои и антигерои государства Российского. Вплоть до полного узнавания в отдельных Удавах и Великих Питонах, а также в Королях у кроликов конкретных исторических не менее Великих персон и персонажей. И персонажиков. Вся великость которых закончилась вместе с их царственно-диктаторским пребыванием на вершине властного Олимпа.

Искандер, пользуясь сказочностью предлагаемой читателю ситуации, детально и в подробностях рассматривает философию диктатуры и власти вообще, психологию повиновения и непротивления насилию, ему удаётся пусть и в ирреальной форме, но показать читателю всю иллюзорность чиновничьей исключительности, и раздербанить на клочки механизмы по сути государственно-властного управления. Какие там Оруэллы и Замятины, когда вот он, свой в доску Фазиль Искандер, который не менее остро и сатирично раскрывает всё тайное и сокрытое, превращая их в смешное и нелепое!
Читайте! Непременно читайте! Думалка должна получать пищу…

Школьный вальс, или Энергия стыда. Повесть
Лирический герой этой повести — абхазский мальчик сначала дошкольного, а потом младшего школьного возраста. Искандер исподволь ненавязчиво знакомит нас с семьёй мальчишки — бабушкой, дядями Самадом, Самуилом и Николаем, с их жёнами (у кого они есть) и со своими родителями, а также с соседями и жильцами, с ровесниками и более старшими детьми, со многими другими жителями города абхазского Мухус (название которого легко преобразуется в Сухум). Обстоятельства этого знакомства самые разные и большей частью прозаически обыденные — тут вам и простые походы в магазин или на рынок, тут и устройство нашего героя в школу, и футбольные матчи, и школьно-переменные события и происшествия, и квартирно-уличные скандалы и ссоры, и походы в любимое мальчишками всех возрастов кино — всех ситуаций не вспомнишь и не перечислишь, да это и не требуется, потому что все эти ситуации попросту погружают нас в атмосферу жизни простых сухумских (прошу прощения, мухусских) жителей на исходе четвёртого довоенного десятилетия. А времена совсем непростые — метания советской власти по разным партийным линиям и первым пятилеткам сопровождались всеми теми печально известными событиями в жизни людей — многие уезжают совсем не по своей воле в самые разные и весьма отдалённые места, кто-то на восток и север страны, а кто-то насильно отправляется за пределы советского государства; почти всегда линия раздела проходит по людям, по дружбам и по семьям, и почти никогда никто из «взятых» и «выехавших» назад не возвращается…

Тем не менее повесть, как всё творчество Искандера, пропитана мягким юмором, потому что

«Больше петушиного крика дьявол боится смеха. Звук смеха — как сноп света. Может быть, смех — это озвученный свет? Улыбка — струение света»

Комментарии


Спасибо - от фаната Фазиля Абдуловича!


От поклонника — фанату!!! :-))


Не соглашусь с тем, что 'герои' 'недавние'. По-моему так получается, что герои эти в отечестве нашем не переводятся. И кролики. И удавы. Экосистема у нас похоже такая.


Может и так, потому что в расширительном смысле герои Гоголя и Салтыкова-Щедрина тоже до сих пор среди нас :) И наверное всё не только в сугубо нашей экосистеме, но просто это свойство видовое?..