Больше рецензий

10 августа 2023 г. 09:31

179

4.5 Рукописи не горят

В предисловии автор говорит, что он создавал эту книгу на манер интервью, только в качестве собеседника у него выступают не люди, а целый ряд средневековых рукописей разной степени известности. И, думаю, ему удалось: де Амель одновременно ведёт и разговор с читателем, и разговор с книгами, как бы позволяя им пересказать собственные истории.
Историям же этим больше тысячи лет, и манускрипты за свою долгую и странную жизнь повидали столько, что остаётся только восхищаться.

Тема, вынесенная в название, сначала кажется довольно скучной - ну книги, ну средневековые, что там может быть такого, чтобы на шестьсот страниц хватило. Но довольно быстро выясняется, что могло бы потянуть и намного большее количество; автор отобрал только двенадцать рукописей, но у него были и другие кандидаты.

В тексте забавно сочетаются жанры: это не только большое, полное и очень увлекательное исследование о книгах в средневековой Европе, это ещё немного политический триллер и даже исторический детектив. Книги выступали в роли богатых подарков для монархов и отцов церкви, путешествовали со своими хозяевами по столицам, их похищали и возвращали, они переживали пожары, запустения монастырей и частные нацистские собрания. По крошечным кусочкам из трёх строчек в той записке, одного абзаца в том письме и совпадающим рамкам декора автор последовательно собирает в единое целое жизненный путь манускрипта, измеряющийся веками, и показывает, где он был написан, где проиллюстрирован и как оказался там, где хранится сейчас.

Большая часть описываемых манускриптов, конечно, религиозная, но есть и несколько исключений - талмуд об искусстве войны, астрологический атлас и даже древний сборник поэзии на народных языках.
Опять же, до прочтения я не и подозревала, что сборники с застольными песнями - это изобретение настолько древнее.

Все книги автор обсуждает в контексте исторической эпохи, в которую они были написаны, и вот тут, пожалуй, кроется подводный камень: де Амель прямо-таки сыплет огромным количеством имён, названий и титулов. Не то, чтобы без хорошего знания истории книгу было совсем нельзя читать, но всё же представление о том, кто кому каким троюродным племянником по испанской линии приходился, несколько облегчает жизнь.
С религиозной составляющей примерно та же история: поскольку много рукописей - Евангелия или комментарии к ним, неплохо иметь обширные представления о канонических христианских текстах, чтобы понимать символизм описываемых миниатюр или узнавать использованные цитаты.

Язык в "Манускриптах" очень приятный, перевод отличный, плюс большое спасибо редакции Бомборы, которая снабдила текст справочными сносками (сам автор примечания не делал вовсе и латынь переводить не стал), потому что здесь много специфичных терминов из палеографии. Честно сказать, для меня-то и сама дисциплина оказалась внезапной, я и не догадывалась о таком отдельном направлении, история и история. Много ссылок на другие работы и других экспертов, многие появляются почти как полноценные действующие лица, потому что автор активно цитирует профессиональные разговоры и консультации с коллегами из других университетов.
Несмотря на большую специфичность исследования, читается очень легко, вся книга наполнена чувством глубокого восхищения и оптимизмом от того, какие чудесные вещи умеет сотворять человечество. Чувствовалось, насколько де Амель сам в восторге от этих рукописей и как его переполняет желание всем и каждому рассказать, как они прекрасны. Много богатых, красивых описаний, передающих о книге всё-всё, от толщины пергамента и ширины строк до золотых нимбов и внезапно-пурпурного платья Девы Марии.

Отдельно приятно позабавило, как автор рассказывает в главе "Полубог" про свои впечатления от Санкт-Петербурга, где отдельно восторженно упоминает, никогда бы не подумала, кириллицу на вывесках. Вот уж правда, профессиональная деформация человека, привыкшего много работать с текстами и особенностями начертания букв в качестве исследовательского инструмента.

Очень много лет я всё читаю в цифре, но "Манускрипты" - книга, которую я всерьёз задумалась купить и в бумаге, чтобы она просто у меня была, потому что это не просто очень интересный нонфикшн, но и потрясающе красивый нонфикшн. Скорее всего, на бумаге иллюстрации (а их тут немало) будут смотреться намного богаче и ярче.
Отличное в своей нестандартности фокуса зрения - не на людях, а на книгах, - историческое повествование, от которого не оторваться. При случае поищу что-нибудь ещё от этого автора.