Больше рецензий

Казаркина Анастасия (AnastasiyaKazarkina)

Эксперт

Улитошный Эксперт Лайвлиба

9 августа 2023 г. 21:52

540

4 Хочу писать, но не могу писать. Кто я?(с)

О сюжете 20 лет назад в небольшом тихом городке среди бела дня совершено четверное убийство. Преступник найден и уже успел умереть. Но...Одна журналистка получает заказ написать книгу об этих событиях. В ходе работы над ней журналистка пропадает. Полицейские, расследовавшие то давнее преступление, берутся за расследование этого нового и попутно открывают совершенно невероятные детали старого дела.

Собственно о книге Я очень люблю детективы. И даже вспоминая непревзойдённых классиков жанра - Кристи, Дойля, Диксона Карра, сложно не согласиться со словами одного из героев "Исчезновения" Диккера

...есть жанры более уважаемые и менее уважаемые. На почётном месте всегда заумный роман, за ним - роман интеллектуальный, потом исторический, потом просто роман, и уже потом, совсем под конец, прямо перед розовым дамским романом, - детектив.

Да, как бы не благоговела я перед великими создателями детективов, тем не менее, книги их я читаю, когда нужно отвлечься, отдохнуть, переключиться. Однако, такое более лёгкое отношение к жанру детектива совершенно не делает эту литературу в моих глазах менее значимой в культурном и интеллектуальном плане. Низким жанром её делает отвратное качество, непродуманность деталей, недоработка героев, локаций и сюжета, притянутость развязок и идей, графоманство, игра на штампах, использование тем, в которых автор разбирается как свинья в апельсинах. Халтура писателя делает не только из детектива, но и из любого жанра, литературу низкого качества.

Однако, что греха таить, разбора и освещения сложных социальных проблем от детектива всё-таки не ждёшь.

Диккер в "Исчезновении" видимо решил при помощи введения в канву детективного сюжета подробного описания очень непростых жизненных историй своих героев "приподнять" детектив как литературный жанр.

Да, безусловно, вживаться в эти истории было интересно. Каждая из них кроме того, что лучше раскрывала героев, вызывала яркие такие, добротные эмоции. При чём эмоции полного спектра, и позитивно, и негативно окрашенные. Истории эти заставляли как понимать и сопереживать героям, так и не принимать и даже полностью отторгать героя как личность. В нескольких эпизодах я даже с головой ушла в обдумывание своих возможных действий в данной автором ситуации.

Кроме столь глубоких характеристик действующих лиц обратила я внимание на ещё одну любопытную деталь в этом произведении. Диккер располагает (хотя возможно это сделано уже русским издательством и переводчиком, но это в любом случае несомненный плюс) оглавление в начале книги, где главы книги непривычно пронумерованы. К слову сказать, я сперва не обратила на это особого внимания. Это вот как раз к тому, что я отнеслась к детективу, как к жанру на отдохнуть. Поняла же я, что что-то тут не так просто тогда, когда стала перед прочтением делить книгу по 100 страниц закладками. Есть у меня такая читательская фишечка для особо объёмных кирпичей) Так вот, обнаружив, главу номер ноль и вспомнив Кортасара, я пошла к оглавлению искать схему чтения. Схему не нашла, нашла систему координат. Улыбнулась, начала читать, имея её в виду. Ну уж а когда развитие событий приняло совершенно бомбическое расслоение и наткнувшись на упоминание экспоненты и ретроспекции прониклась иронией Диккера окончательно. Я люблю такие надтекстовые игры читателя с автором. Люблю, люблю, обожаю)

Другой момент - насколько это вот всё оправданно именно в детективе. Да, это лично мной воспринимается как комплимент автора читателю, но...Блин блинский, я немного утомилась. А рассчитывала вообще-то на детективе всё-таки отдохнуть.

Потому ставлю твёрдую четвёрку, хотя если я решу перечитывать и подойду уже со знанием всего мною перечисленного к книге, может быть будет уже пять)

за совет в новогоднем флешмобе большое спасибо vikusia82