Больше рецензий

15 апреля 2014 г. 12:24

849

5

Одинокое путешествие по дорогам свободы
Литературное творчество Сартра неразрывно связано с его философией, но и в том, и в другом отразился в первую очередь опыт повседневного существования французского мыслителя, поэтому "Дороги свободы" можно смело назвать книгой автобиографической, но чтение которой оправдано только в контексте сартровского экзистенциализма.
Понятие свободы является ключевым в философии Сартра и, пожалуй, самым неопределённым, что закономерно, поскольку свобода не имеет сущности и, следовательно, не имеет определения, а непосредственное знание о свободе не может быть выражено понятийно. Несмотря на то, что свободе посвящён главный философский труд Сартра "Бытие и ничто", быть может, именно в "Les chemins de la liberté", произведении художественном, понятие свободы получило наиболее полное не только творческое, но и философское воплощение.

По Сартру, свобода - одновременно действие и условие действия; человек, как сознательное существо, творит себя посредством свободного выбора.

Даже если он позволит обстоятельствам себя унести, растерявшегося, отчаявшегося, как уносят старый мешок угля, он сам выберет свою погибель: он свободен, свободен для всего, свободен валять дурака или действовать, как автомат, свободен соглашаться, свободен отказывать, свободен прибегать к уверткам; жениться, бросать, годами влачить этот груз, прикованный к ноге: он мог делать то, что хотел, никто не имел права ему советовать. Добро и Зло существовали для него лишь в том случае, если он сам их для себя придумывал. Вокруг него сгруппировались кругом предметы, они ждали, не подавая знака, не давая ни малейшего указания. Он был один среди чудовищной тишины, вне помощи и оправдания, осужденный решать раз и навсегда без возможности обжалования, обреченный до конца оставаться свободным.

И тогда можно следующим образом охарактеризовать особенность художественного мира "Возраста зрелости": если обратиться к знаменитому афоризму "весь мир – театр", то в спектакле под названием "Жизнь" герои романа одновременно выполняют три функции: актёра, режиссёра и зрителя. Отсюда своеобразное восприятие реальности героями, по глубине и силе превосходящее, пожалуй, даже прустовские кусты боярышника; заключается оно в том, что герои вынуждены "всегда мыслить о том, что с ними происходит", "мысли, мысли о мыслях, мысли о мыслях о мыслях", то есть в отличие от "Поисков утраченного времени" в "Дорогах свободы" происходит развёртывание не образа, а мысли. При этом следует отличать понятие "мыслить" от выражения "думать о…", мыслить здесь означает "распознавать структуру", воспринимать сознательно, что в свою очередь и подразумевает - делать выбор.

Возраст зрелости, в который вступает главный герой романа Матье (34 года), с точки зрения общепринятой морали (её выражает в романе его брат Жак) предполагает, что пришло время остепениться: жениться (тем более есть повод – девушка забеременела), привести в порядок финансовые дела (т.е. перестать занимать деньги у друзей и знакомых), задуматься о карьере. Но для Матье возраст зрелости – в таком буржуазном представлении – является возрастом смирения, навязанным образом жизни, не совместимым со свободным выбором. И вместе с тем финал романа - "никто не стеснял моей свободы, её выпила моя жизнь", - кажется, отмечает первый поворот или остановку на "дорогах свободы", когда совершается переход от утопичной идеи абсолютной свободы для всех, к реальности личного выбора в конкретных жизненных условиях.

Книга прочитана в рамках "Игры в классики". Тур №2