Больше рецензий

4 августа 2023 г. 17:18

218

5 Книга, которую очень мало, кто понял

Скажу как есть. Первую треть книги я читал, практически, будучи уверенным, что это далеко не самое лучшее произведение Лукьяненко. Какое-то слишком спонтанное действо. Но потом начал складывать в голове пазл, сопоставлять... и вдруг понял, что это книга гениальна.
Гениальна тем, что написана для очень узкого круга читателей, кто достаточно начитан, чтобы понять, что книга вообще не о снах.
То есть да, книга вроде бы про страну снов, книга вроде бы про снотоворцев, сноходцев и сновидцев, но это лишь ширма.
Это книга про литературу и творчество.
В эпилоге автор говорит, что надеется, что читатель понял, кто такие снотворцы, а если не понял, то значит, это читателю и не надо. И вот, читая рецензии, я с ужасом понимаю, что никто вообще не понял. Значит так вот всем реально и не надо. Значит реально такой уровень начитанности.
Но читая имена снотворцев, замечая, что у многих реплики, которые я где-то слышал, я понял, "откуда ноги растут".
Страна снов - это Литература.
Снотворцы - это покойные писатели, чьи миры живут и после их смерти.
Сноходцы - это живые писатели, которые ищут свой путь. И там очень тонкий момент - когда объясняют, что сноходец не сможет стать снотворцем, пока живет на чужой территории. То есть пока ты пытаешься копировать кого-то из классиков, ты не останешься в памяти как уникальный писатель. Лишь создав свой собственный стиль - сможешь остаться в истории.
Сновидцы - обычные читатели. Которые открывая книгу видят лишь то, что написали другие. Но выбирают те книги, которые отражают их желания.
Рельеф - массовая незапоминающаяся беллетристика.
Симулякры - настолько замечательно придуманные персонажи, в которых начинаешь верить и которые даже живут свое жизнью даже вне контекста произведения (условно, Д'Артаньян, Шерлок Холмс или даже Фродо).
Имена снотворцев тоже не случайны.
Нам была показана страна снов авторов-фантастов (скорее всего, автор предполагал, что где-то существуют и города писателей других жанров)
Клиф - это, естественно, Клиффорд Саймак. Признанный одним из величайших фантастов 20го века. "Заповедник гоблинов", думаю, многие читали).
Роберт - естественно, Роберт Хайнлайн - автор "Двери в лето", "Звездного десанта" и многих других произведений.
Исаак (один из повелителей чистого знания) - Айзек Азимов ("Я, Робот" и тд.).
Филипп (хозяин квартала телесной радости) - естественно, Филипп Фармер (со всеми его "Грех межзвездный", "Плоть" и т.д.)
Хранители детской площадки так же очевидны.
Ганс - Ганс Кристиан Андерссон. Михаил - Михаэль Энде (не просто так превращался в белого дракона - помните из "Бесконечной истории" белого дракона?). Диана - Диана Уинн Джонс ("Ходячий замок", по которому Миядзаки снял аниме и множество других антивоенных сказок). Джеймс - это Джеймс Барри ("Питер Пэн"). Больше всего вопросов было по Анне Эмилие. Но тут пришел Гугл в помощь - это Астрид Линдгрен. Ее полное имя Астрид Анна Эмилия.
Снотворец Джон, к которому несли для уничтожения великий артефакт - естественно это Джон Рональд Руэл Толкин)))) Очень иронично, учитывая, сколько раз за книгу они вспоминали поход с кольцом)
Снотворец Говард, который создал спираль снов и кошмары - Говард Лавкрафт.
Читал уже достаточно давно, всех уже не припомню. Но там были и к другим отсылки. К Герберту Уэльсу, Эдгару По, которые покинули город и тд.
Тем, кому так не понравилась книга, попробуйте перечитать или переосмыслить содержание, исходя из того, что я сказал.
Мария, которая с помощью спецслужб могла стать на один уровень со снотворцами и хотела использовать Страну снов для влияния для людей - это отсылка к тому, как сейчас все страны используют фильмы и книги для влияния на людей (кто-то говорит зомбирования).
Это книга - размышление автора про творчество, про уникальность, про то, что происходит с литературой сейчас, про персонажей, которые для многих читателей становятся живыми, про некий застой в современной литературе, про читателей и их предпочтения, про поиск своего стиля.
Но беда в том, что почитав рецензии, я понял, что Лукьяненко, наверное, переоценил читателей. Потому что почти для всех это так и осталась "книжкой про сны".
Но мне все же приятно, что автор может так вот с помощью аллюзий поговорить со своими читателями. Поэтому я искренне благодарен за произведение.