Больше рецензий

2 августа 2023 г. 15:22

183

2 Спойлер Очередной сон собаки

После второго тома этого цикла я всерьёз задавалась вопросом, можно ли написать целую фантастическую трилогию, напрочь лишённую сюжетной составляющей. Что ж, "Ассимиляция" дала решительный ответ - можно.

Третий том унаследовал все худшие проявления второго и ещё кое-что добавил специально от себя. Всё ту же нудную социальную драму о том, как тяжко жить на свете, "Ассимиляция" вдобавок щедро украшает сюрреализмом, который, видимо, надо расшифровывать так, как нравится читателю. Моя проблема в том, что мне-то вообще никак не нравится: я ничего не хочу расшифровывать, я хочу внятный сюжет, а не бесполезные рассуждения о том, сколько звёзд на небе и как сложно говорить проповеди, если перестаёшь в них верить.

В наличии несколько арок: линия директрисы, линия смотрителя маяка, который когда-то был священником, но преисполнился в унынии и усталости от мира, уехал жить в одиночестве, где встретил свою любовь, и линия недосотрудников Южного предела из Грейс, Кукушки и Контроля, которые припёрлись в Зону и теперь в ней зачем-то ходят. Всё это происходит в разные временные промежутки, охватывающие лет примерно сорок: сначала была просто глушь с маяком, потом там экспериментировали какие-то люди, видимо, из очередных спецслужб, потом на месте глуши стала Зона X, смотритель превратился в слизня, бредящего псевдоветхозаветными псалмами, девочка Глория стала психологом Синтией и решила, что ей обязательно надо вернуться, чтобы узнать, что произошло с местами её детства, а биолог раздвоилась, став одновременно левиафаном и своей копией.
Все эти арки объединены общей проблемой - в них нет смысла.
Это парадоксально, но, несмотря на то, что в них вроде как изредка что-то происходит, ну там, Синтия бумажки какие-нибудь сжигает, на самом деле они все ни о чём не рассказывают. Персонажи в основном страдают о своей неудавшейся жизни (а кто в ней виноват? не вы сами, случайно?), закатывают глаза и ещё иногда пьют виски. И жалуются окружающему миру на одиночество. К финалу каждой описанной в романе арки можно задать вопрос "хорошо, и что".

Синтия собиралась идти в Зону. И что?
Грейс прожила в Зоне три года, хотя снаружи прошло недели две. И что?
Контроль нырнул в белое сияние. И что?

И ничего. Набор каких-то телодвижений, которые просто не складываются во внятное повествование.
В нём вообще сплошная свалка. Чудовища, филины, прожекторы, галлюцинации, скалы, старые фотографии, пожары, симметричные белые цветы, которые нападают на людей и превращают их в зародыш инопланетной цивилизации, и всё это пропущено через миксер.
А завершает эту феерию эпилог из серии "и потом им ещё надо было много узнать, но что именно, я не расскажу".

Мало того! Автор вдобавок к форме ударился в стилистические эксперименты, поэтому линия директрисы написана от второго лица, линия биолога - от первого, а остальные - от третьего. И периодически в них всех скачет время между настоящим и прошлым. Подозреваю, что это сделано нарочно, но меня не оставляло ощущение, что вместо яростного выпячивания того, какой этот текст весь особенный и нестандартный, ему бы лучше редактора нашли. Хорошего.
Ситуацию бы не спасло, но хотя бы читать можно было без мучений.
Тут и так сплошной океан воды из ненужных подробностей, зачем добавлять в него ещё слёзы читателей.

Книга напичкана метафизическими рассуждениями о вере, природе, Боге, свете, экологии, социальных отношениях и других важных темах, но, честно говоря, у меня сложилось неприятное ощущение, что за этой псевдоинтеллектуальностью ровным счётом ничего нет. Если сдуть всю высокопарную шелуху, не очень, к тому же, красиво написанную, в итоге можно получить совершенно унылую историю о безнадёжно тупых сотрудниках сверхсекретного НИИ, которые систематически нарушали служебные инструкции и плели интриги вместо того, чтобы работать, после чего закономерно оказались ни с чем и нигде.
Не, ну вы шли к успеху, бесконечно сажая на ответственные места родственников и людей, которыми легко манипулировать, вместо профессионалов, используя служебное положение в личных целях и гадая на хрустальном шаре вместо нормальной научной работы, вы к нему пришли, что не так-то.
Другое дело, что реальные исследования НЁХ так не проводятся даже в перегретом воображении конспирологов, но что имеем.

Весь выхлоп третьего тома, разлитого мыслью по древу на почти четыреста страниц, можно уложить в одну фразу: на Землю упало что-то инопланетное, потерявшее собственный мир, теперь из подручных материалов Земли строит его заново, физически и морально поедая всё, до чего может дотянуться, так что контакт с человечеством не удался, потому что пропасть между формами жизни слишком велика. Для чего существует весь остальной объём романа, сказать сложно. Наверное, для того, чтобы ужаснуть читателя подробными описаниями каких-то там трансформаций, но, честное слово, STALKER'овские снорки - и те больше пугали. За ними стояли кровавые тайны неэтичных экспериментов, к тому же, они неиллюзорно могли сожрать персонажа, не сходя с места.
Местная же фауна устрашает только тем, что рискуешь умереть от духоты, пока про неё читаешь.

Что это было? Зачем это было? Куда мы все идём?
И другие философские вопросы, которые так и остались висеть в воздухе.

Это даже не плохо, это просто никак. Я люблю мем про "это притча", но сюда и его не приклеишь, потому что в притче обычно присутствует заключительная мораль, а трилогия "Аннигиляции" у меня оставила ощущение пустышки, завёрнутой в саван псевдофилософии.

Лучше бы я перечитала Стругацких.
В "Пикнике на обочине", чьи уши откровенно торчат из этого так себе фанфика все три тома, в два раза меньше страниц - и в них было уложено куда больше содержательных идей. "Пикник" до сих пор будоражит воображение и заставляет себя обсуждать, а вот захочет ли кто-нибудь через полвека вернуться к "Аннигиляции" - не уверена, да и около-литературные оммажи ей вряд ли грозят.
Смутно припоминаю, что где-то у меня лежит ещё какой-то роман Вандермеера, но я десять раз подумаю, стоит ли его читать вообще. Кажется, это максимально не мой автор.