Больше рецензий

9 апреля 2014 г. 20:15

89

3

На самом деле, чтобы осилить эту книгу, где "главный" герой рождается несколько томов, персонажи договаривают одно предложение на протяжении десяти глав, а интрига фактически отсутствует, совсем не нужно быть героем. Да, совсем не обязательно! Впрочем, Вы имеете полное право почувствовать себя им после последней прочитанной странички и воздвигнуть себе памятник.

Всё-таки есть существенная разница в понимании книг при определённых обстоятельствах. Я бралась за этот тихий ужас неподготовленной. У меня не было в сознании исторического фона, поскольку не особо он меня волновал (а что происходило в английской литературе на тот момент?), я ничего не знала о Лоренсе Стерне и уж тем более понятия не имела о том, что жанр сего произведения не ограничивается словом "роман".

"Жизнь и мнения Тристрама Шенди, джентльмена" - это ведь действительно не просто роман, но ещё и памфлет. Памфлет, составленный в назидание тем авторам, которые так докапывались до мелочей в своих произведениях, что совсем не понимали, что таким образом они просто-напросто обманывают читателей. Стерн мелочами высмеивает мелочи, бесчисленными отступлениями высмеивает отступления, злобно хохочет над графическими элементами и предлагает читателю присоединиться к злорадству, приглашая его самого заполнить промежутки текста, если он считает это действительно важным.

Когда садишься читать книгу, не зная таких подробностей, начинаешь плеваться и брызгать слюной, потому что не понимаешь идеи книги. Ищешь смысл... а найти не можешь. Догадки есть - но кто их подтвердит? Поэтому, наверное, полезно перед такими произведениями листать книги по истории литературы и изучать критиков.

Хотя теперь "Тристрам Шенди" полностью изменился для меня, перевернувшись с ног на голову и раскрыв свои тайны, я всё равно не могу оценить его выше, чем он заслуживает. Ибо даже теперь, понимая его крючковатый стиль, я осознаю, что не смогу перечитать это произведение. Нет, пожалуй... если только в другой жизни.