Больше рецензий

ListiFideliti

Эксперт

В кошачьих искусствах (^• ω •^)

30 июля 2023 г. 07:31

303

2.5 Типичный приключенческий боевик

Текст отзыва — чистое «имхо» и игровой отчёт. Без конкретных спойлеров.
Думаю, многим известно, что при экранизации романа съёмочная группа сталкивается с рядом проблем. И это логично, поскольку кино-искусство и литература — это разные способны рассказать историю другим. Какое отношение это имеет к «Бездне»? Самое прямое, поскольку автор решил написать книжку так, чтобы ещё было легко перекинуть в формат сценария. Вот только при этом он упустил ту разницу между романом и фильмом: «читать» фильмы, как правило, не интересно. А здесь киношностью веет от каждой страницы.

В техническом плане мы имеем простой язык с вкраплениями случайно впаянной терминологии по принципу «лишь бы было». Повествование переключается между разными героями, показывая события в разных местах, но примерно в одно время. Описания и диалоги, как сказано выше, скорее киношные, чем литературные: то есть представить-то себе можно, но как-то всё буднично. В общем и целом по технике книжка напоминает расширенный сценарий на скорую руку. Есть аудио-версия (Вячеслав Герасимов [17 ч 35 мин]).

Далее.

В сюжетном плане в романе накидано множество клишированных эпизодов данного жанра. Причём в них задействованы не персонажи, а скорее их типажи. Автору явно захотелось рассказать всего и побольше, вот только он не учёл, что чрезмерная нагрузка событий не всегда положительно сказывается на результате. Ведь нас закидывают рядом катаклизмов и конфликтов разных масштабов, а прожить их и в самом деле испугаться как-то не получается. На ум приходит сравнение с моментом, когда ребёнок у вас на глазах накидывает на себя простыню и, подходя, говорит «Бу!» в надежде, что вы испугаетесь.

В истории много внимания убыло уделено войне между США и Китаем, пакостям из-за этого конфликта, перестрелкам, наивным похищениям, погоней за «волшебной» звездой и прочим вещам, часто составляющим «остросюжетно-приключенческую» литературу. Поэтому большую часть книги я откровенно скучала. Лишь изредко интерес давал понять, что он ещё в реанимации и подаёт признаки жизни: это происходило в те моменты, когда герои начинали нести околесицу по поводу по поводу собственно колонны, обнаруженной на дне океана, и связанными с этим криптографическими замашками на расшифровку «ронгоронго».

— Ты полагаешь, это тот же самый язык, надписи на котором мы нашли в пирамиде?
— Уверенности в этом у меня нет. Ронгоронго — единственный язык туземных племен Океании, который имеет свою письменность, но его происхождение остается загадкой, а символы не поддаются прочтению. Их пытались расшифровать многие специалисты в области эпиграфики и криптографии, но им это не удалось...

Вот только на одном интересе к апокалипсису и криптографии/лингвистике уехать не удалось. Обилие неважно выполненных штампов в компании затянутого повествования всё-таки перевешивает.

В целом этот роман мне скорее не понравился (скучно), хотя задумка всё-таки была интересной. Думаю любители жанра, скорее всего, смогут оценить как идею, так и исполнение книги.

свернуть

В итоге я бы рекомендовала книгу к прочтению любителям остросюжетной приключенческой литературы, которые любят издержки жанра или привыкли с ними мириться.

СиВ: 434. W3 ”На дне” (океан) [3. М/д или объект исследования — глубоководный мир] (Т-14)