Больше рецензий

Lenisan

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

8 апреля 2014 г. 20:03

469

3

И в голове у неё, конкретного автора, пусто, как в храме после окончания богослужения.

Я не могла обойтись без этого саркастического эпиграфа, потому что книга вызвала очень неоднозначную реакцию. Если не читать ни пролог, ни эпилог, не читать последний из четырёх рассказов и пропускать все куски текста, набранные курсивом - тогда сборник "Большая собака" уносит, восхищает и вызывает много мыслей, то тут, то там заставляя проливать слёзы не столько над мёртвыми собаками, сколько над всем своим, накопленном в душе и высвобождаемом этими историями.

Но чем дальше читаешь, тем меньше нравится голос автора, а голоса этого очень много. Я уже перечислила: эпилог, пролог, курсив... Просто невероятно, что и первый рассказ, "Дик", и в этот же рассказ вставленные обращения к читателю написаны одним и тем же человеком, так глупо и пошло звучат эти обращения, на фоне прекрасного, обжигающего рассказа выглядящие ещё более пошлыми. Всё время хочется спросить: "Автор, а зачем ты так много выёб... то есть выёживаешься?" Самое удивительное, что чем взрослее персонажи историй из этой книги, чем ближе они к автору в "пространственно-временном континууме", который автор любит поминать, тем они гаже и противнее. В девочку из "Дика" я практически влюбилась. Девушка из "Вили" вызвала некоторое "шта?". Женщина из "Шарика" - брезгливость. Четвёртая история просто утомила и показалась совершенно лишней. После первой истории я готова была поставить пять звёзд и ещё накинуть. После эпилога - еле удержалась от отрицательной оценки. Бывает такое, что книгу больше всего любишь за личность автора, в ней отпечатанную. "Большая собака" - не тот случай. Её если можно любить, то только вопреки личности автора.

Композиционно сборник весьма интересен - читателю предложено четыре истории, в каждой из которых есть постепенно взрослеющая главная героиня (девочка в первой, девушка - во второй, и так далее); Большая Собака, которая на самом деле Большой Пёс, очень ненадолго появляющийся и очень печально погибающий; антураж из родительского непонимания и прекрасных, всезнающих, добрых дедушек и бабушек. Все истории очень тесно связаны между собой, и хотя имена у героинь разные, воспринимаются они как один и тот же человек. Кроме того, они постоянно перекликаются мелкими деталями и сквозными образами. В общем, с этой стороны ни к чему не придерёшься, замечательно сделано.

Основное настроение сборника очень удачно отражено художником, создавшим обложку - мудрый и чуть печальный пёс, в котором есть что-то от древнего божества, такого древнего, что оно уже всё видело и со всем смирилось, с широкой и очень надёжной спиной, в которой чувствуется сила, не растрачиваемая понапрасну; и маленькая девочка, полностью доверившаяся этой силе, в полной уверенности, что она не причинит ей зла. Этот трогательный рисунок убедил меня прочесть книгу; я была счастлива, когда в первом же рассказе нашла то самое.

В этой книге действительно много собак, но ещё больше - родителей и детей, а больше всего - любви как смысла существования. У меня щемило в душе и наворачивались слёзы на глаза не столько от убитых или умирающих животных, сколько от пассажей вроде этого:

- Дик получил то, чего всегда хотел, ради чего и для чего он, как и любая другая тварь божья, пришёл в этот мир и жил. И мы все живём. Любовь. Он получил любовь. Какая разница, когда. Не имеет значения, как надолго. Тут все эти категории вроде пространства и времени не имеют значения. Принявший любовь прощён и вечен. Он везде. Величина постоянная. Не принявший – никогда и не был ничем, кроме изначального балласта, сокращение которого ничего не изменит по обе стороны равности.

Или вот этого:

...как плачут дети, когда совсем страшное уже позади и больше не будет больно, и будут конфеты, и будет покой и свой дом, и тепло, и любовь, но надо выплакать то, что было. Выплакать страшное. Начинает плакать, как плачут дети не тогда, когда им не разрешают есть ананасные конфеты, а как плачут они в сильную грудь, в успокоение и умиротворение от уже случившегося, оттого, что уже не исправишь, оттого, что уже прошло, но было больно! Было больно! Было больно!

И я не могу не признать, что у автора есть стиль, автор чувствует язык и умеет сплетать красивые кружева из слов. Если бы только он не переходил так внезапно от этого очаровательного стиля к ужасающему языку своих обращений к читателю! Как будто предполагает в своих читателях тупое быдло, к которому надо как-то попроще. Иногда кажется, что лучшие эпизоды из историй написаны на каком-то сверх-вдохновении, а всё остальное - когда оно уже отпустило и ничего после себя не оставило. Ну и по мелочи можно придраться: все истории предваряются неудачными стихами, во второй перечислены, наверное, все до единой улицы Одессы, как будто телефонный справочник читаешь... но это не было бы так заметно, не будь главной проблемы, сгладилось бы под общим впечатлением. Но тем не менее, если вычеркнуть всё то, что я посоветовала вычеркнуть в самом начале рецензии, книга получается вполне достойная, и прочитать её было бы интересно. Советую заглянуть в цитаты, некоторые из них меня очень сильно впечатлили.

Если измерять прекрасность книги желанием её приобрести, то я бы с удовольствием приобрела первый рассказ отдельно, а значит, "Большая собака" прекрасна на четверть.