Больше рецензий

25 июля 2023 г. 15:53

50

3.5 Счастливые люди

Кнуд Фалдбаккен известен по большей части как автор детективных романов. Причём настолько, что поклонники его таланта как бы и не мыслят своего кумира в другой ипостаси. Но так ли это на самом деле? Давайте разбираться.

Литературный дебют Кнуда в 1967 остался незамеченным. Зато следующий роман "Дом твоей матери", написанный два года спустя (экранизирован в 1974), вызвал неоднозначную реакцию читателей и критиков. По сюжету главный герой, студент, после разрыва со своей девушкой приезжает погостить к маме, которая встречает его очень радушно и готова дарить сыну не только материнскую любовь и ласку... Тут надо сказать, что мотивы инцеста не были совершенно чужды скандинавской культуре, однако сексуализированные акценты взросления, становления мужского рода станут фирменным стилем Фалдбаккена в дальнейшем.

Спустя всего три года он напишет Insectsommer, полноценную драму подросткового взросления, чем окончательно закрепит статус серьезного романиста (экранизирована в 1976 году). Кстати, сам автор считал обе экранизации успешными: он участвовал в написании сценариев к обоим фильмам, а режиссёрами выступили его соотечественники-норвежцы.

"Страна заката" (1974), написанная в жанре социальной утопии - вершина творчества Фалдбаккена. Именно в ней мы находим ту необходимую глубину и тот уровень предвосхищения, свойственную зрелым, умным, одарённым людям. У романа вышло аж два продолжения. Кстати, известное изречение "у современной цивилизации очень тонкая скорлупа" взято именно отсюда.

"Е-18" (1980), на мой взгляд, какого-то глубинного смыслового месседжа не несёт и по жанру больше походит на остросюжетный роман в стиле роуд-муви (что, впрочем, легко объясняется тем обстоятельством, что первоначальный замысел относился к сценарию, а не книге). Местами повествование носит взрывной характер и даже способно увлечь, однако общее впечатление от финала как незатейливой сексушки никуда не девается...

"Летние каникулы" и "Е-18" - это совершенно разные романы, со своей драматургией, проблематикой и героями. Объединяет их, пожалуй, одно - тема летнего отдыха и приключений отпускников. Однако если в первом случае подростковые игры заканчиваются неумолимой состыковкой с миром взрослых и драматическим финалом, то во втором мы наблюдаем, как раз наоборот, впадание в детство вполне взрослых людей, где их игривость в концовке только возрастает, оставляя у серьезного читателя лёгкое недоумение и ощущение незавершённости повествования.

Да, забыл упомянуть ещё о двух общих чертах таких разных романов. Это лёгкая, подспудная, незримая детективная интрига в каждом из них. И такая печальная тенденция, затрагивающая не только Скандинавию более полувека назад - всё более и более нарастающий кризис семьи и семейных отношений. Как выразился сам автор в одном экспресс-интервью двадцать лет назад: "Норвегия - страна больших возможностей и относительно малых проблем"... И с этим утверждением, воистину, очень трудно не согласиться.