Больше рецензий

21 июля 2023 г. 19:00

71

4.5 Пророк "египтянства"


Фрэнсис Амелия Йейтс
"Джордано Бруно и герметическая традиция"

За последние пару месяцев здесь в блоге прошел уже целый ряд книг о магии, герметизме, эзотерике и прочем такого рода. И это в рамках тура по литературе о религии (и по магии получается?).

Данная книга - это классическая монография о философских взглядах Джордано Бруно, в которой автор устанавливает связи между окружавшей его герметической традицией и его взглядами. С легкой руки одного из историков XIX века образ Джордано Бруно вот уже пару веков овеян мифом: верят, что Бруно был борцом за научное знание против обскурантиской церкви, что его предали костру просто за то, что он поддерживал гелиоцентрическую систему Коперника.

Взгляды Джордано Бруно формировались под влиянием скорее герметической традиции Европы эпохи Возрождения. Дабы выявить это влияние автор отводит несколько больших глав на описание взглядов таких мыслителей Ренессанса как Марсилио Фичино, Пико делла Мирандола и Корнелий Агриппа, живших в XV-XVI веках. С тех пор как Фичино перевел и издал сборник герметических трудов, издавна приписываемый перу мифологического жреца Гермеса Трисмегиста, якобы жившего в Древнем Египте либо в одно время с древнееврейским пророком Моисеем, либо раньше него. В творчестве Гермеса Трисмегиста якобы содержатся пророчества о приходе Христа, описываются видения, напоминающие библейские, что порой приводило к тому, что ренессансные комментаторы могли усматривать в нем языческого протохристианского пророка, своеобразного предтечу Моисея, от которого тот мог получить свои знания.

Впрочем, уже в начале XVII века было установлено, что Гермес Трисмегист был скорее мифологическим персонажем, а приписываемые ему труды были написаны рядом авторов в первые века нашей эры и были скорее реакцией отступающего язычества на усиливающееся христианство.

Тем не менее, когда Фичино переводил кодекс Гермеса Трисмегиста, знать об этом еще никто не мог. Поэтому Трисмегист был органично воспринят культурой Ренессанса, породив целую плеяду эзотериков, магов, астрологов, алхимиков и каббалистов, черпавших из него новые идеи. По сути Джордано Бруно был одним из таких магов, только он пошел еще дальше в своем увлечении герметизмом. В творчестве Трисмегиста он увидел своеобразный идеал, в том числе идеал религии, якобы древнеегипетской, который и стал усиленно пропагандировать. Что именно представлял собой тот идеал религии, однако, сказать сложно - в Европе тогда почти ничего не знали о Древнем Египте, расшифровывать иероглифы не умели, поэтому предсказуемо наделяли те же иероглифы мистическим смыслом. Бруно действительно был сторонником гелиоцентрической модели Коперника, но отнюдь не из научных соображений, но лишь оттого, что это соотносилось с его оккультной картиной мира, ведь именно Солнце - зримый образ бога - должно стоять в центре. Кстати, если Земля не находится в центре и просто обращается вокруг Солнца, то она не уникальна, следовательно, как полагал Бруно, другие небесные тела, другие планеты и, возможно, даже звезды могут быть населены собственной жизнью.

Удивительно, что при всем своем увлечении герметизмом и магией, даже при пропаганде "египетской" религии, Бруно не считал себя отпавшим от христианства или еретиком и полагал, что лишь предлагаем идею реформы католической церкви на основе, приближенной к той самой "египетской" религии. Интересно представить, что за химера бы у него получилась.

После ряда глав, посвященных собственно творчеству Джордано Бруно, автор переходит к его ближайшим герметическим преемникам, прежде всего к Томмазо Кампанелле (биографию которого я только недавно читал), который был младше Бруно на двадцать лет, а пережил его почти на сорок лет. Несмотря на то, что Кампанелла застал то время, когда вышел знаменитый трактат, разоблачающий мнимую древность кодекса Гермеса Трисмегиста, он по-видимому не обратил внимания на ту книгу или попросту не знал о ней. Однако последующим герметистам вроде англичанина Роберта Фладда уже приходилось вовсю отбиваться от критики со стороны таких ученых как Мерсенн, Гельвеций, Кеплер, Декарт и других. Вместе с тем, по мере угасания герметизма в XVII веке в Европе стали зарождаться оккультные тайные общества, наиболее известными среди которых оказались розенкрейцеры, иллюминаты и масоны.

Не могу не отметить и то, что своеобразная интеллектуальная атмосфера XVII столетия, в которой поднимающаяся наука переплетается с магией и алхимией и все это на фоне ожесточенных религиозных противоречий в частности между католиками и протестантами, и внутри этих групп между собой, образует уникальную ситуацию, которая отражается даже в моем намеченном проекте книги.

❓ Знаете ли о творчестве и философии Джордано Бруно? Интересовались ли герметизмом? Слышали о Гермесе Трисмегисте? Что думаете о влиянии магии на научное развитие в реальном мире?
#прочитано #книжныпост #книжныйотзыв #книжныйблог #джорданобруно #герметизм #магия #религия #история #фрэнсисйейтс

Облако раздумий