Больше рецензий

21 июля 2023 г. 14:09

288

2 Спойлер История, которой не веришь

Как и первая часть, эта - та самая книга, во время чтения которой нельзя включать мозг, иначе у тебя появятся вопросы к каждой составляющей этой истории.

Начнём с мира. Ещё в рецензии на первую книгу я писала о том, что существование этого мира именно в таком виде невозможно по всем законам логики, вторая же часть лишь сильнее усугубляет это ощущение. В мире существует магия, которой владеет в разной степени 70% населения, и при этом ни история, ни наука, ни искусство не пошло иным путём, отличным от нашего реального. В мире нет ничего, что работало бы благодаря этой магии, ни единого устройства. Непонятно, зачем её изучение обязательно в школах, если потом её невозможно будет применять. Используется она по сюжету только для циркового шоу, ну, и чтобы бить людей. Но, как говорят сами герои, убивать значительно удобнее и быстрее пулями, которые никакая магия не остановит. Тогда зачем она вообще нужна? А, ну да, чтобы в обществе было классовое деление. Но смысл этого деления, если магия никаких видимых преимуществ не даёт? Почему тогда те, кто ей владеет, считают себя элитой общества, если они даже не додумались, куда её применить?
Второй момент, касающийся мира, заключается в устройстве описываемой страны, выдуманной авторкой. За две книги ни на йоту не стало понятнее, что это за Октавия, где она находится, как устроена и какими связями с другими странами обладает. Мы знаем лишь, что во главе её стоит Совет Старейшин, что в ней, в отличие от многих других стран, сохраняется классовое неравенство и что делится она на центральный район и запретные земли. Страна, в которой всего два района, нет ни крупных городов, ни окраин? Какого она размера? С Монако? Также указывается, что за 16 лет до основных событий все заводы прекратили свою работу, и сейчас находятся в заброшенном состоянии на территории запретных земель. Тогда как вообще эта страна функционирует без производства? Она всё закупает из-за рубежа? Тогда что она производит, чтобы иметь ресурсы на такую закупку? И почему другие цивилизованные страны вообще поддерживают с ней отношения, если тут так угнетают низшие слои населения, которые в иных странах уравнены в правах с элитой? Также в одной из глав указано, что низшие (30% населения) не платят налоги, а за полукровок, устроенных на работу у чистокровных (чуть меньше 50% населения) платят налоги эти же самые чистокровные (коих 20% населения). Выходит, налоги с 20% кормят всю страну? И почему тогда все низшие и полукровки возмущаются, что их угнетают, если же они буквально не платят налоги и живут на шее у государства? Зачем им революция? Чтобы платить налоги? Звучит смешно. И это только самые первые из возникающих вопросов. Стоит только на секунду задуматься, и уже весь мир трещит по швам. Не верю.

И так не только с тем, как устроено государство. Не меньше вопросов возникает и к персонажам.
Начнём с Готье, одного из главных героев. На протяжении сотен страниц указывается, что он очень умён, знает историю и литературу, разбирается в культуре, а его любимой книгой с детства был "Принц и нищий". Он смотрит криминальные фильмы, читает триллеры про маньяков и мафию, и при этом, видя, как живут низшие, каждый раз удивляется так, будто слышит об этом в первый раз. При этом ведёт себя крайне лицемерно. С одной стороны, хочет защитить угнетённый полукровок и низших, а с другой, стоит ему разозлиться на что-то, так сразу же орёт на своих слуг и грубит им, когда они ему ничего не сделали и лишь хотели о нём позаботиться. Он хочет узнать, как живут низшие, но при этом кривится, когда на него надевают куртку, от которой пахнет собаками и в карманах которой лежат старые чеки, и воротит нос, не желая сесть в автобус, потому что привык ездить как минимум на такси. Герой не вызывает ничего, кроме отвращения. Его метаниям и потрясениям не веришь. Потому что он уже здоровый парень, ему 17 лет, а ведёт он себя, как младшеклассник, которого впервые отправили в школу одного, а не с мамой за ручку. При этом нагоняет он на себя столько пафоса, как будто он тут последняя надежда человечества. К тому же, он внезапно у нас поглощатель материи, которых среди чистокровных никогда не было, а среди иных классов таковых единицы (что, опять же, нарушает всю логику мира), весь такой из себя особенный и неповторимый. Можно сказать, что он просто подросток с максимализмом, но в большинстве случаев он ведёт себя даже не как подросток, а именно как маленький ребёнок, и от этого возникает диссонанс. Опять же, не верю.
Следующий, кого хочется затронуть, это Скэриэл. Ему веришь даже меньше, чем Готье. Ему 16, но при этом он известный в криминальной тусовке, имеет авторитет, а глава местной мафии считается с ним и хочет его убить. Он ворует миллионы у этого самого главы, распоряжается имуществом, строит на его основе махинации, убивает людей... Да-да, именно так живут подростки в 16 лет. А ещё по сюжету он сначала хладнокровно убивает мальчика 10 лет, потому что тот подслушал его секрет и может разболтал его остальным, а потом наглатывается таблеток и чуть не умирает, потому что сожалеет. Он работает переносчиком смерти, разнося летальную заразу на заказанных ему людей (этот аспект в книге также не раскрывается, и до сих пор так и не ясно, как это работает), при этом за три дня восстанавливается и живёт, как ни в чём не бывало. В конце книги у него ножевая рана в области груди, и ему хоть бы хны, его перебинтовали, и всё, он живой-здоровый. Никаких повреждений внутренних органов, ничего. Он просто неубиваемый, смиритесь с этим. А ещё он владеет магией на уровне чистокровного, хотя по законам мира не должен. А ещё способен обманывать главу мафии (который вряд ли стал главой за красивые глазки, в подобном мире глупые долго не живут), потому что он очень умный. А ещё с помощью детей и подростков он планирует совершить революцию в стране, потому что да, в мире же было так много случаев, когда революции кучки неокрепших умов меняли устройства целых государств, ну да, ну да. Опять же, не верю.
Остальные персонажи тоже прописаны крайне плоско. И все они склонны к некой биполярности. Вот есть у нас тот же Готье, который с одной стороны добрый, а с другой лицемер. Есть Скэриэл, который и хладнокровный убийца, и бедняжка, ненавидящий себя за все эти убийства. Есть Оливия, которая раньше была девочкой-принцессой, а теперь расчётливая грубиянка и циник. Есть Леон, который такой весь из себя затравленный мальчик, который при этом раньше был жёстким буллером. Есть Гедеон, который с одной стороны любит и бережёт Готье, а с другой чуть его не убил. Такая всеобщая биполярность делает персонажей похожими и незапоминающимися. К тому же, постоянное открытие этих тёмных сторон героев делает повествование однотипным, закапывающим само себя в постоянных повторениях. Ни один из персонажей не цепляет в хорошем смысле слова. И тут не верю.

Как не верю и в любовную линию. Извините, но поверить, что молодой гетеросексуальный парень на радостях может поцеловать друга, я не могу. Как и в то, что после повторного поцелуя от этого друга, которого он всегда видел именно другом, он внезапно начнёт стонать, и уже через минуту не захочет прерывать поцелуй. Извините, но это так не работает. А это главная пара всей книги, что уж тут говорить о второстепенных. Ситуация с Оливером, который хотел позлить отца, любящего весь женский род, тем, что начнёт встречаться не с девушкой, а потом внезапно влюбился и понял, что гей, вообще какой-то откровенный цирк. Никто назло отцу не выбирает ориентацию, это бред. В общем, в этом случае любовные линии - это то, чего лучше бы в книге не было, но увы. Как минимум без цензуры они будут, и от этого никуда не деться.

Получается, что для того, чтобы поверить в основные аспекты книги, надо полностью отключать мозг. Но для подобного в этой истории слишком разрозненный сюжет, в котором нет как таковой основной линии. Хоть персонажи и идут к какой-то глобальной цели (Готье хочет вернуться на трон и добиться равных прав для нищих, а Скэриэл устраивает революцию), но делают они это настолько медленно, что весь сюжет начинает выглядеть как кучка разрозненных сцен. Чему способствует, в том числе, повествование от лица двух персонажей, которое постоянно скачет и создаёт ещё больше хаоса.

Надеюсь, что третья книга сможет это хоть маломальски исправить, ведь теперь все основные персонажи переместятся в Академию, но это, увы, далеко не факт, что поможет.

Если говорить в целом, в книге читабельный язык, почти отсутствуют описания, и много, слишком много диалогов, которые при этом не настолько мастерски написаны, чтобы держать на себе всё повествование, а зачастую содержат слишком много воды. Если их вырезать, останутся только страдания и рефлексия персонажей, которые наполнены большим количеством общих фраз и совершенно не трогают, скорее напоминая нытьё, чем интересные рассуждения на поднимаемые темы неравенства и предрассудков.

Я продолжу читать эту серию только из любопытства, сможет ли авторка закрыть все образовавшиеся дыры и нелогичности, или же наломает лишь больше дров, как это случилось со вторым томом.

Прочитано в рамках пчелиного марафона 4К