Больше рецензий

BlackGrifon

Эксперт

Эксперт? Не, не видел

20 июля 2023 г. 11:43

129

4 Дни вытворения

Если довольно старенькая книга Сары Торнтон «Семь дней в искусстве» кажется путеводителем в мир искусства, то это только кажется. Это замечательный образец журналистской работы от культуролога, которая исследует социальные паттерны вокруг изобразительного искусства как сложной, своенравной, но все же с определенными законами индустрии – рынка искусства.

Торнтон выбирает для своей книги библейско-символичную композицию. За условные семь дней – глав она показывает, как создается мир искусства. Каждая глава – одна из сторон рынка, изучения, просвещения, презентации. Это может показаться довольно наивным, потому что не выглядит по-библейски масштабным, хотя автор стремится попасть в самое потаенное закулисье, обратить внимание на интимные и жесткие проявления вокруг предмета своего исследования.

В первую очередь герои книги – люди. Дилеры, искусствоведы, кураторы, обозреватели, аукционеры. Почти никогда сами художники. Но зато портреты тех, кто в самом деле создает плоть мира искусства иконописны. Удивительные характеры, эксцентричные, проницательные, мудрые, скрытные. До каждого из них Торнтон пытается дотянуться, даже если видит вдалеке какую-то важную фигуру, но не может познакомиться, потереться рядом или взять интервью.

Главное достоинство – рассказать непосвященным, что современное искусство не ограничивается странными выставками, новостями о премиях и сборищами фриков на занятиях в университете. При этом Торнтон полирует представление о том, что искусство – это всегда очень дорого, глубокомысленно, представляет собой особую религию, к апостолам которой просто так не попадешь на прием. Собственно, произведения искусства – это кокон, формирующийся вокруг денег и славы, а все вместе испускает сакральное сияние.

Но ни на какие действительно искусствоведческие вопросы книга не даст ответа. Посмотрев на блеск золота и пота, простой читатель скажет – ну их, этих чванливых чудаков. А для более продвинутого читателя здесь просто набор историй из жизни очень и не очень известных деятелей.

Впрочем, это не отменяет объемной журналистской работы, проделанной Сарой Торнтон. Здесь как раз можно понаблюдать за ее приемами во время интервью, посещения светских и полузакрытых событий, умением разграничить собственный взгляд на предмет и своего собеседника, не отказываясь от оценочности. В этом будет даже практическая ценность.