Больше рецензий

Rossweisse

Эксперт

по шоколадоедению

18 июля 2023 г. 20:21

177

5 Все там будем

Не все любят путешествовать, не все могут, но одно путешествие рано или поздно, так или иначе придётся совершить каждому, и дуэт авторов, работающих под псевдонимом Олег Ивик, подготовил впечатляющий по широте охвата путеводитель по загробному миру для тех, кто предпочитает планировать поездки заранее.

В начале авторы добросовестно (в отличие от некоторых туроператоров) оговаривают, что сами ещё не имели возможности составить о том свете личное мнение, но перечень источников и основательность работы с ними вызывают уважение. Помимо работ по истории, географии и богословию (которая, когда речь идёт о тех краях, куда попадают после жизни, объединяет в себе первую и вторую) авторы также приводят свидетельства очевидцев, чья репутация не позволяет в них усомниться: Данте Алигьери и Эмануэля Сведенборга .

Эмиграция в загробный мир началась примерно в то же время, что и зарождение у людей культуры, об этом свидетельствуют в первую очередь материальные артефакты, из которых самыми знаменитыми — но, разумеется, не единственными — являются египетские пирамиды.

Но если поток эмигрантов был и остаётся, в основном, односторонним, то культурное и политическое влияние двух миров друг на друга, несомненно, обоюдно. В то время как в мире живых сменялись режимы правления и очертания государств, в мире мёртвых происходило то же самое, пусть и с меньшей скоростью. Примечательно, однако, что границы регионов того света редко совпадают с границами этого. Так, христианский ад присоединил к себе значительную часть царства Аида, притом мирным путём, не смещая греческого правителя с должности, а буддисты независимо от того, какое гражданство имели при жизни, после жизни оказываются в одной общей системе буддийских загробных миров. Тут, впрочем, надо уточнить, что в силу особенностей конфессии у буддистов миром мёртвых может считаться и наш мир (тот, в котором я пишу этот отзыв), поскольку именно в нём многие из них возрождаются после смерти.

Уже только эти два примера показывают, что топография того света сложна до чрезвычайности.

Некоторые из его регионов в настоящее время закрыты для эмиграции — египетский Дуат, шумеро-аккадская Страна без возврата, Йима Ирана периода зороастризма больше не принимают переселенцев из мира живых по причинам культурно-политического характера. Но, вполне вероятно, в них можно попасть из других районов загробного мира, хотя бы из пугающе обширного христианского ада, который с чем хочет, с тем и граничит. Информации о функционирующем на том свете визовом режиме авторы не приводят, что позволяет надеяться на возможность безвизового въезда; я бы хотела побывать в Египте (хотя... в загробном Египте ведь нет пирамид).

Наряду с описаниями прелюбопытных законов и обычаев загробных государств авторы приводят важную для любого эмигранта информацию о климатических условиях. Узнав, что в некоторых регионах христианского рая температура в тени достигает пятидесяти градусов по Цельсию, я всерьёз задумалась о том, чем же он, в таком случае, отличается от ада, а также перестала беспокоиться о том, что условия, необходимые для того, чтобы попасть в рай, для меня абсолютно невыполнимы.