Больше рецензий

16 июля 2023 г. 17:39

194

5

С. Маршак "Вчера и сегодня".
В самом названии Маршак показывает,что эти противоположности-вчера и сегодня-есть и будут. Тяжело чаще это принимать, так как расставание с прошлым всегда болезненно, если оно было чем-то дорого. Понимаю это сейчас, будучи взрослой, а вот ребёнку это невдомёк.
"Коромысло с ведром
Загремело на весь дом:
- Никто по воду не ходит,
Коромысла не берёт.
Стали жить по новой моде,
Завели водопровод",- читаем. Главное, чтобы были иллюстрации, так как редкий юный читатель поймёт, что такое "коромысло", почему оно нужно для воды в доме. Взрослый расскажет, что оно заменило водопровод.
Чернильницы давно ушли из обихода:
"Кончаются чернила.
Я, старое и ржавое,
Живу теперь в отставке.
В моих чернилах плавают
Рогатые козявки". Читать эти строки смешно сейчас. Дети хохочут над словом "козявки". Во время бытования чернильниц каждый понимал, что они могут пылиться без применения, в них скапливается мусор.
Другие реалии советского периода: "гражданка", "фитиль", "керосин", "стеариновая свеча", которыми пестрят строки, необходимо объяснять юным чадам, тогда они поймут, что новое всегда не за горами. Уходят не просто наименования чего-либо, а сами предметы. Меняются и обращения к людям. Это говорит об очень и очень многом.
Язык Маршака всегда восторгает. Он умеет "оживить" предметы так, что они предстают со своими особенностями, чувствуешь их переживания, их запахи, если они есть, "включаешься" в общение с ними (к слову, всем советским детским поэтам это удавалось):
"Лампа плакала в углу,
За дровами на полу:
- Я голодная, Я холодная!
Высыхает мой фитиль.
На стекле густая пыль.
Почему
Я не пойму
Не нужна я никому?"
"Я глядела сонным взглядом...".
Новая лампочка, электрическая, против прежней, зажигающейся от спички:
"А она мне говорит:
- Глупая вы баба!
Фитилёк у вас горит
Чрезвычайно слабо.
Между тем как от меня
Льется свет чудесный,
Потому что я родня
Молнии небесной!"
Стихотворение Маршака развлекает, вызывает радость, но и учит истории. Можно живо представить то, как жили люди, применяя те или иные предметы. Сравнительная картина ушедшей эпохи и дней сегодняшних даст возможность поговорить с юным читателем, тяжело ли было тогда? Почему легче сейчас, что из прошлого пригодилось бы нам?
Стихотворение очень интересно разыграть по ролям, создать к нему иллюстрации. Так воображение ребёнка ещё зримее представит всё.
Спасибо, что читаете.
#мысли #пишу #мюсли #литература #слово

Ветка комментариев


Интересно, в наше время кто плакал бы?Дискетки, кассетные магнитофоны и CD-диски, проводные телефоны, пейджеры и чайники,которые на плите стоят забытые и смотрят с завистью на электрические?:)