Больше рецензий

31 марта 2014 г. 09:21

33

5

    29251_600.jpg

    

Две циклопические стихии: необъятная африканская пустыня и безбрежный океан неба над ней. И между ними, как между молотом и наковальней - крошечная частица жизни, пилот в кабине почтового самолета. Экзюпери пишет о себе и своих друзьях-летчиках, смельчаках, каждым днем своей жизни снова и снова эмпирически доказывающих, что все-таки может летать тот, кто был рожден ползать.
   
     Лично мне приходилось однажды лететь над австралийской пустыней, но одно дело, когда ты пассажир комфортного Боинга-767, и совсем другое, когда управляешь несовершенным летательным аппаратом, выход которого из строя (и как следствие - аварийная посадка)  - вовсе не исключительная ситуация.

     Ночной перелёт дает сильнейшее ощущение экзистенциального одиночества, но с другой стороны, когда в чернильной темноте удается разглядеть огонек маяка, воспринимаешь это как послание от Бога и настолько же сильно осознаешь свою сопричастность судьбе тех, кто остался внизу. Экзюпери наделен поистине удивительной способностью перемещать фокус внимания читателя между картинами планетарного масштаба и микрокосмом  отдельной человеческой души.

     В “Планете людей” много размышлений о современном автору обществе. Критики отмечали известную отвлеченность и умозрительность этих пассажей по сравнению, например, с тем, как живо Экзюпери описывает пережитые им самим дни в сердце Сахары. В ответ этим критикам можно сказать, что главное у этого писателя было еще впереди. “Маленький принц” появится лишь через несколько лет, а “Цитадель” и вовсе останется неоконченной при жизни. В каком-то смысле “Планета людей” - лишь проба пера, пролог, проверка работоспособности узлов и механизмов самолета перед дальним и опасным путешествием.