Больше рецензий

DmitryKv

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

13 июля 2023 г. 14:27

110

4

Эту книгу я читал год или даже чуть больше года. Что можно сказать спустя год? Не очень много. Тут нужно сразу отметить, что я читал книгу год не потому, что книга была скучной, а потому, что книга по своим размерам огромна. Не знаю, как выглядит англоязычная версия, но российский вариант представляет собой нестандартный (большой) формат, а текст набран довольно мелким шрифтом. Плюс к этому, несмотря на заявленную тему, иллюстраций в книге не так чтобы много. Да, они есть, но хотелось бы больше.

Итак, эту книгу можно посоветовать ну очень большим поклонникам темы дизайна одежды и лишь относительно – поклонникам искусства. Автор хоть и ссылается в своей книге на множество различных картин, но книга всё же больше об одежде, нежели об искусстве. Если точнее, я бы дал такую пропорцию:65/35. В принципе, я могу понять, почему книгу рекомендуют к прочтению студентам факультетов искусствоведения. Действительно, автор анализирует искусство и дизайн одежды довольно глубоко, но эта глубина анализа будет интересна только тем читателям, кому интересны темы искусства и дизайна одежды. Я хочу сказать, что книга написана так, что про неё нельзя сказать, что она ориентирована на широкую аудиторию. Скорее, книга ориентирована на студентов соответствующих факультетов и/или на людей, серьёзно интересующихся темой моды и искусства прошлых эпох. Я настолько долго останавливаюсь на этом факте, т.к. в российском издании книга вышла в серии «Теория моды», что подразумевает, что книгу будут читать непрофессионалы, ибо множество книг этой серии были написаны довольно доступно, т.е. понятно широкой аудитории, за исключением нескольких книг. И к этим нескольким я отношу и книги Энн Холландер.

Мне кажется, правильней было бы разделить эту книгу на две или даже три книги, ибо все главы этой книги, коих их тут шесть, очень слабо связанны между собой. Для себя я нашёл интересными только первые главы, которые непосредственным образом связаны с искусством, т.е. в них больше про искусство, нежели дизайн одежды. А вот остальные главы, они менее интересные (лично для меня) и довольно сумбурно написаны, особенно последние две (Одежда, Зеркала). Возможно, падение моего интереса к ним связано с тем, что перед этими двумя главами была глава под названием «Сценический костюм» и вот эта глава высушила мой интерес полностью ибо, где я и где театральный костюм. Я вообще не являюсь большим поклонником театра, а уж театрального костюма, т.е. подробнейшего анализа театрального костюма в 17 веке и подавно. Учитывая, что автор пишет довольно сложно, эта глава сделала многое, чтобы снизить мой интерес к этой и так сильно затянувшейся книге. Получается что первые три главы, которые рассказываю об отображении одежды в искусстве, я оценил бы на 5 баллов, но остальные три, заслуживают оценки не выше 2. Именно поэтому я и написал, что эту книгу определённо стоило разделить хотя бы на две части (т.е. книги). Что касается последних двух глав, которые никак не связаны с театральным костюмом, то причина негативной оценки конкретно по ним связано с нечёткостью идеи или идей, которые автор попыталась донести до меня с помощью этих последних двух глав. У меня возникло ощущение, что последние главы довольно слабы в плане анализа. Да, я понял идею про зеркало, но именно на последней главе, которая посвящена зеркалам в искусстве, я вдруг понял, что автор невероятно словоохотлив, т.е. автор ходит вокруг да около, как будто с целью подольше не заканчивать (писать) книгу. Я думаю именно поэтому я бросил чтение не дочитав последние 30 страниц. Хотя тема зеркал и интересна, но автор на последних двух главах настолько увеличил количество пустых слов и предложений, настолько скучно стала описывать идеи, которые она пыталась донести до читателя, что я просто выдохся.

Итак, что же мы имеем в итоге? Огромную и довольно спорную книгу адресованную студентам или людям интересующимся темой моды и/или европейского искусства, в которой первые три главы написаны довольно интересно, а вот последние три главы рассчитаны на ещё более узкую аудиторию.

Я хотел бы отметить интересное замечание автора по поводу искусства, что люди прошлого не воспринимали обнажённую натуру на холсте в качестве эротики, но если на картине появлялась одежда, то в туже секунду картина становилась эротической. Интересно наблюдение автора, что не обнажённая грудь триггерила эротизм, а некий другой, совсем бытовой фактор (объект). Это вполне логично, особенно если вспомнить обнажённую грудь Мадонны на множестве картин европейских художников. К сожалению, автор этой книги не из тех, кто способен донести интересные идеи хотя бы относительно кратко и просто. Я повторю: текст книги довольно тяжёлый. Вкупе со специфичностью выбранных тем, книга становится ярким представителем литературы ориентированной на довольно узкую аудиторию.