Больше рецензий

Deli

Эксперт

Авангард дурного вкуса

13 июля 2023 г. 13:18

729

3 Создана, чтобы бесить

Ваша цивилизация превратила любовь
в нервное заболевание

Об этой книге я был наслышан давно, наш книжный клуб несколько лет собирался её обсудить, и, естественно, мне тоже стало интересно, что же это за классический польский роман да ещё от автора знаменитого "Фараона". С польской литературой я почти не знаком, а Болеслав Прус к тому же был не чужд политики и вроде как с весьма злободневной стороны осветил некоторые тенденции своего общества. Звучало многообещающе. Реальность традиционно размазала меня тонким слоем.
Существуют книги, созданные, чтобы вдохновлять читателя, учить его хорошему-доброму-вечному. Существуют и такие, что просто рассказывают интересную историю. А существуют книги, созданные, чтобы бесить, и в этом их главная движущая сила.

Ещё с десяток лет назад по мере чтения классики 19 века я начал замечать любопытную тенденцию, что привычным нам степенным романом дело там зачастую не ограничивается. Некоторые авторы выдают какой-то очень странный жанр на грани триллера, особенно те, кто увлекался разными тяжёлыми драмами на социальные темы. Сначала тебе дают персонажа, у которого и так жизнь не сахар, но он как-то худо-бедно справляется. А потом по мере сюжета неминуемые превратности судьбы превращают эту жизнь в форменный ад. Персонаж, невзирая на твои стенания, падает на дно и помирает в канаве под забором. А ты грызёшь локти и до последнего надеешься, что, может быть, он как-то выплывет. Увы, хэппи-эндов тут не предусмотрено. Золя, помнится, очень любил так помучить читателя, одна "Западня" чего стоила, нервы мне вытрепала в ноль. Вот вроде и понимаешь, что смерть под забором неизбежна, но автор нагнетает настолько мастерски, что не хочется в это верить.
И вот в "Кукле" ситуация просто один в один. Сначала у героя всё было прекрасно, усердная работа, карьера из грязи в князи, прибыльный бизнес, магазинчик, блестящие перспективы, меценатство и хорошая репутация. Но угораздило же его влюбиться в пустоголовую дуру – и всё, ты понимаешь, что она или вытянет из него капитал до копейки и пустит по ветру, или ещё что похуже. Самое гнусное – автор ещё постоянно делает оптимистичные сюжетные твисты, из-за чего ты радуешься, что, может быть, этот полоумный одумается, наконец. Ведь должны же у него оставаться хоть какие-то мозги, хоть какое-то самолюбие и здравый рассудок. Но нет, всё быстро скатывается на новый виток ада.

Самое обидное – у Пруса ещё очень лёгкий слог, повествование душевное такое, читается быстро. И действительно очень много интересных подробностей о польской жизни, быте и социальном устройстве того времени. И не только польском, поскольку персонажи много путешествуют, вспоминают и торгуют с другими странами. Как была устроена повседневная жизнь, распорядок дня, как выглядели улицы и дома, богатые и бедные, чем люди занимались и кем работали, как питались и развлекались. Что представляли собой законодательство и судебная система, высшее и низшее сословие, какие трудности возникали при их общении. Высказываются вполне здравые и даже прогрессивные для того времени мысли об отношениях, ненужных условностях, усложняющих жизнь, бессмысленном праздном существовании подчас нищающей аристократии, очень странном декоративном положении женщины в этой системе. И вроде ты понимаешь, почему эта тупоголовая самовлюблённая курица выросла именно такой в своём замкнутом плюшевом мирке, где она королева и ангел во плоти и создана, чтобы ей поклонялись. Но всё-таки как же она бесит. Ни крупицы сомнения не затесалось в её размягчённые мозги, что никто не будет ей давать деньги просто так, а внезапный поклонник – вообще-то живой человек, а не преданная собачка.
С каждым эпизодом я всё усерднее рвал себе волосы на жопе. Покажет ли эта кукла своё гнилое нутро? Поймёт ли главгер, во что вляпался? Не обратит ли свои капиталы и внимание на нормальную женщину, которая давно маячит в сюжете? И если не он, то, может, хоть его друг и управляющий женится на ней? Да хватит жевать сопли, сделайте вы уже хоть что-нибудь!

Эта санта-барбара длилась 1600 страниц, и всё это время меня раскачивало на чудовищных эмоциональных качелях. До морской болезни и стокгольмского синдрома. Даже когда оставались последние 200 страниц, по-прежнему было непонятно, чем всё закончится и не помрёт ли этот малосольный случайно под каким-нибудь варшавским забором. Следить за событиями было ещё и потому тяжело, что они развиваются ну очень медленно. Нам подчас реально в мельчайших подробностях описывают каждый день. А потом всё вдруг летит галопом и куда-то пропадает несколько месяцев. А потом ретроспектива на сотню страниц о чьей-нибудь юности. Огромные вставки из дневников второстепенного персонажа. И так без конца. Сюжет очень неравномерный, и дыры в нём зияют фееричные, что тоже не добавляло мне мотивации. Порой просто не понимаешь, что произошло и когда оно произошло, а насчёт концовки можно устраивать бурный диспут, исходя из намёков, логики и ненаписанного продолжения, которые в корне противоречат друг другу.
Вот потому я и не люблю такие огромные книги. Мне хочется читать интересную историю, а не психовать из-за героев, которые к тому же ещё вдруг ведут себя как полные придурки. При таком раскладе довольно показательно, что все мои симпатии по части персонажей ушли клике ушлых евреев, которые делают свои дела с холодной головой и трезвым разумом, а на всю остальную влюблённую кучу-малу посматривают как на скорбных умом. Так оно, в принципе, и есть.