Больше рецензий

13 июля 2023 г. 10:23

417

4

А поделюсь-ка я сегодня своими впечатлениями от книги Андрея Рубанова "Финист - ясный сокол". Почитала отзывы, и показалось мне, что Финист - книга из серии "меня заставили это читать”, и я тоже решила ее попробовать.

Финист - это ретеллинг известной и любимой мной сказки. Причем в киноформате она мне нравится гораздо больше. Вот примерно таких героев я и ожидала: светлую девушку Марью, храброго сердцем Финиста, волшебных помощников, злодейских злодеев, но… Как это бывает в ретеллингах, у Рубанова все вывернуто наизнанку.

Начнем с того, что самой Марьи тут кот наплакал, и наплакал, похоже, вынужденно - без нее история просто не сложилась бы в единое целое и осталась тремя разными повестями. Марья есть, но она где-то на задворках повествования. Это понятно: главными героями тут выступают как раз герои второстепенные, встречавшиеся Марье на ее пути случайные люди. Учитывая, что Рубанов описывает финальный отрезок Марьиного путешествия, можно представить, сколько таких же Иванов осталось за кадром. Навряд ли Марья их всех упомнит за все те годы, пока она снашивала железные башмаки. Марья неразговорчива, но романтична. Я ждала от нее хоть каких-то эмоций, но Марья - вещь-в-себе, развести ее на слезы или смех даже скомороху не удалось. Хотя, это понятно: после того, как сестры жестоко отвадили Финиста, она закрылась и замолчала.

Интересная деталь этой книги, вызывающая много нареканий, - возраст героев. С ним вообще ничего не понятно. Марье 13, Финист ненамного старше (15-16), ГГ первой части скомороху - 14. При этом с 6 лет - это уже самостоятельные люди, начинающие зарабатывать себе на хлеб, а в 12 они уже нанимаются в княжью охрану. В 14 пьют по кабакам и любятся по кустам, в 16 женятся, и т.п. Я поначалу прибавляла всем героям по десятке: так же, как в "Шестерке воронов" Бардуго, ГГ для описываемого возраста слишком взросло рассуждают, взросло поступают и взросло же ошибаются. При этом заниженный возраст героев нельзя списать на такое-уж-устройство-мира-по-Рубанову. По рассказам героев кажется, что детства у людей вообще и нет: родились - и давай впахивать. Это не вынужденная мера для выживания, у Рубанова в этой книге вообще все смотрится немного ненормальным. Издалека во все описываемое веришь, но когда начинаешь присматриваться - да что это, черт возьми, за ерунда такая?

Финист - это, конечно, сказка, причем сказка страшная. Всю дорогу каждый из героев рассказывает о том, как мирно их роды-племена живут с соседями, обычными и волшебными. При этом увидел мавку - бей! Колоти всем селом, да не две минуты, а два дня. Мавки плохие. Услышал змея - бей! И тоже трое суток в три пары рук без остановки. Змей плохой. В общем, разделение на свой-чужой в рубановской вселенной очень явное. Это со своими живут в мире, а с чужих бьют. Ради своих, разумеется. Есть еще категория пограничных людей, вроде ведьм, волхвов без официальной должности, разбойников и пр., вот их морально-этический кодекс был мне понятен больше, чем лад и ряд типа хороших парней.

Финист, кстати, никаким героем тут не показан. Вместо тяжелого забытья, почти транса, в которое он впадает в оригинальной сказке, у Рубанова он просто теряет память, иссыхает, но продолжает жить обычной жизнью. Птицелюди, небесный народ, который вообще-то праной питается, как самые что ни на есть праведники, оказываются подлыми, хитрыми, злобными как какие-нибудь фэйри. Оттого и падает вниз их небесный город, когда их выводят на чистую воду. Кстати, сцена суда в небесном городе была то ли издевкой над вечем, то ли над современным судом, то ли вообще с каких-то склочных дворовых собраний ТСЖ списана… Ощущение абсурда у меня осталось стойкое. У Рубанова, кстати, много абсурда: тот же железный хлеб, который Марья и правда ела. И железные башмаки, в которых она и правда ходила. Скоморошьи бубны высотой со взрослого человека, в которые скоморохи били руками без остановки полдня и всю ночь. Танцы под этот бубенный бой, больше похожие на шаманский транс (заметьте: Рубанов нигде не пишет, что у скоморохов, устраивающих гульбище, есть из инструментов что-то, кроме бубнов - ни гуделок у них, ни свирелек, ни балалайки…). Ночные гульбища, которые устраивает взрослый паренек 10-11 лет… Парящий над облаками деревянный Аркаим… Жестокое избиение живого существа, описываемое не парой абзацев, а со смакованием процесса… Оборотень на княжении в Рязани… Деньги, которые прячут за щеками (вроде как там надежней, хотя дал один раз в зубы - и вылетело это серебро вместе с зубами…). И такой несуразицы полным-полно. Это, наверное, должно создавать сказочный эффект, но знаете, на меня подействовало противоположно: мне было тревожно и страшно от этой ненормальности. Будто читаю книгу, написанную талантливым, но психически больным человеком. При этом оторваться от текста было невозможно: очень хотелось узнать, доберется Марья до своего Финиста или все же нет.

В общем, Финиста однозначно советую читать. Даже если вам будет сложно, тошно, скучно, - надо продраться сквозь первую повесть - на мой взгляд, она самая неинтересная. Дальше будет бодрее, содержательнее и страшнее, как и в любой сказке.

PS очень зря, я считаю, поменяли обложку этой книге. Пылающий зрачок, через который просвечивают золотые луга и кисельные берега, идеально иллюстрирует и на интуитивном уровне объясняет все, что происходит в книге.

Кому читать? Поклонникам фолк-фэнтези, ретеллингов и всем, интересующимся произведениями, получившими награды за вклад в развитие современной литературы. Вы совершенно точно будете удивлены.