Больше рецензий

Dikaya_Murka

Эксперт

Издатель без издательства

11 июля 2023 г. 12:57

288

4

Вторая книга Яхиной разительно отличается от “Зулейхи”, написанной в формате подчеркнуто жесткого реализма. Меняется стилистика, меняется и локация - из Сибири действие переносится в Немецкое Поволжье.

К плюсам следует, бесспорно, отнести язык Яхиной. Можно дискутировать о преувеличенной политизированности ее произведений, но я не могу отрицать того факта, что этот текст впускать в сознание приятно просто с эстетической точки зрения. Кроме того, пожалуй, это первый образчик магического реализма, попавшийся мне в отечественной литературе (до этого я вообще считала данный жанр прерогативой Латинской Америки). История учителя Якова Баха, живущего в поселении поволжских немцев под названием Гноденталь, начинается еще за несколько лет до революции. Бах - странный. В свои 32 года живет при школе одиноким, с людьми общаться не любит, а самая большая радость в его жизни - выйти в поле в грозу и бегать там, под молниями и дождем. Необычному человеку - необычную жизнь. Бах поступает в учителя к дочке зажиточного хуторянина с другого берега Волги, да вот только оказывается, как говорят ему односельчане, что на другом берегу никто не живет. Баху приходится заботиться о неродном ему ребенке, но подаренном любимой женщиной, и тут тоже происходит чудо - ведь девочка, которая была для него бесформенным и чуждым кусочком плоти, превращается в родную и любимую дочь. Бах сочиняет сказки, сюжеты которых затем начинают сбываться в реальной жизни. Революция и гражданская война проходят мимо Баха по касательной, отголоски великих мировых событий тоже входят в его жизнь какими-то почти сказочными мотивами - летают в небесах железные птицы, появляются в Гнодентале странные люди. А Бах воспитывает дочку Анну и приблудившегося к ним пацаненка Ваську, собирает на хуторе яблоки, ловит рыб, любуется на закаты над Волгой и даже отправляется в путешествие по речному дну, где под водой встречает всех, кого когда-то знал в своей жизни. Выбирая этот стиль иносказания, метафоры Яхина показывает каким необычным может быть взгляд на исторические события. И как маленький человек может быть больше чем война и революция. Но, пожалуй, главная метафора заключена в самом названии - “Дети мои”. Так когда-то обратилась Екатерина Великая к своим немецким соотечественникам, прибывшим на неласковую русскую землю, чтобы жить, трудиться, рождаться и умирать. Чуждый мир они смогли сделать своим, переварить, переработать, запечатлеть в пословицах и фольклоре, сделать этот негостеприимный край родным. Точно так же родными и своими стали для Баха Анче и Васька - чужие по крови, но истинно его дети, к которым он прирос всем сердцем. И это очень сильный авторский ход.

Увы, есть и минусы. Самый жирный собственно то, что Яхина продолжает заигрывания с темой репрессий. Заигрывания - потому что ни сюжетно, ни по смыслу эти врезки про Сталина сюда не подходят. Концовка книги и вовсе кажется инородным куском материи, как пришитый к шелку кусок рогожи. Очевидно, Яхина хотела сюда добавить драмы, но,честно говоря, было бы гораздо лучше, если бы у книги никакого подчеркнуто драматического смысла не было вовсе - просто картина из жизни маленького человечка в большой стране, продирающейся меж жерновов истории. Каждый бы, в любом случае, сделал свои собственные выводы, получил личное впечатление, ведь любая человечкая жизнь в любую эпоху - это всегда маленькая драма. Чиатель отлично бы справился с осмыслением самостоятельно, излишне водить его за ручку, как ребенка.

Так что возникает неприятное впечатление, будто Яхина сознательно играет на признанно болезненной теме, чтобы книга не осталась без внимания. Если хочешь написать книгу, популярную на Западе, напиши ее про ЛГБТ или чернокожих. Если хочешь привлечь внимание к книге в России - помяни в ней Сталина. Но на мой вкус, это слишком дешевый трюк для столь хорошего произведения, которое ценно и без идеологического подогрева.