Больше рецензий

7 июля 2023 г. 01:26

63

5 А что там за потемкинской деревней...

Если у вас, как и у меня возникает недоумение по поводу того, в чем именно заключается наша великоросская духовность, которой весь мир завидует, то эта книга подскажет вам верные ответы.  Вы узнаете, в чем духовность выражается, какой (и куда) вектор имеет. Это очень очевидно и безошибочно выражено сюжетным действием сказок. В этом прослеживается весьма уловимая закономерность.

Заветные сказки - это тот пласт народной культуры, которого многие народы стыдятся, стараются вычистить и скрыть подальше. Во всяком случае не издавать.
У нас этот пласт культуры хорошо изучен и представлен выдающимися фольклористами-собирателями, которых больше нет и не будет.
Мы же себя не стесняемся, как оказалось?.. Мы же такие как есть?.. И правда, чего же стесняться в таком случае и придумывать какой-то странный новояз в виде "особого пути". Давайте рассмотрим себя повнимательнее.

В традиционных сказках, выхоленных, обработанных мастерами слова, очень много заимствованного, наносного: что пришло из других культур, освоилось, обрело национальные черты и популяризировалось. Наносное отвлекает от сущностного. Сквозь традиционные сборники народных сказок, состоящие из солянки мировых сюжетов, не очень продуктивно анализировать ментальные узлы отдельно взятого народа. Эти шедевры мирового сказочного фонда найдут отклик читателя везде и приживутся на любой культурной почве.
Иное дело народный пласт культуры. Здесь обнажаются все скрепы и больные точки. Через заветные сказки мы можем рассмотреть:
что именно неприлично (по координатам случайность-закономерность),
что мотивирует героя на действие,
в чем его цель,
кто именно высмеивается (и почему).

Вспоминался один мой преподаватель по экономике издательского дела, человек начитанный, интеллигентный, управлявший издательством, советский романтик-славянофил с абсолютно мифической картиной мира... И несмотря на свою начитанность он не без доли искренности убеждал меня в том, что русский человек бескорыстен, по-христиански милосерден, великодушен в отличие от западного, для которого все сводится только к получению прибыли. Да, представляю, как бы он объяснял то, к чему всё сводится для большинства героев русской заветной сказки.

Вы удивитесь тому, как жестоко и бесчеловечно высмеиваются представители религиозного института (попы с их женской частью семей, архиереи, дьяконы). Самое интересное, что они совершенно не отрицательные персонажи в этих сказках и ничего дурного герою не делают, но именно они (и никто больше) единственная цель необъяснимо беспощадного глумления.
Как-то не вяжется, когда после стольких лет репрессий религиозного института нас убеждают, что мы центр мировой духовности и с нами Бог, в то время как русский фольклор показывает совершенно другое, ведь попы не что иное как аллегория религиозного института. Получается, что религиозная вера русского человека и религиозный институт - это полярно разные вещи.
Кто-то скажет, что во многих фольклорных фондах (китайском, корейском) монахов, как лиц совершенно безобидных и безответных, обличают и высмеивают за жадность, лицемерие и прелюбодеяние, но нигде вы не встретите такой жестокости. Да и со стороны попов эти недостатки в заветных сказках не проявляются, чтобы за них наказывать.

Собиратель провел фундаментальную работу не только по добыче сказок от разных информантов в северных губерниях России, но еще и компаративные исследования сюжетов по другим многочисленным источникам и сборникам собирателей. Сюжеты пронумерованы в соответствии с СУС и проклассифицированы по АТ, как структуралисты любят, и проанализированы на предмет контаминации сюжетов и схожести с сюжетами в мировом сказочном фонде. Это гигантская научная работа, за которую исследователю нужно было поставить памятник! Такое работает только на подвижническом энтузиазме, абсолютно бескорыстным и светлом. Попробуйте найдите еще тех, кто весь этот фольклор незнакомцу расскажет! Читаешь предисловие - и восхищаешься этим прекрасным человеком! Таких людей сейчас нет. Это те самые новаторы, к которым взывали в милых сердцу добрых советских фильмах! Они изучали и передавали через свои публикациями как раз те самые свидетельства духовного творчества русского народа в разных видах и формах.

Что нужно знать о благодарности государства:

Впервые Ончуков был арестован в Ленинграде 1 сентября 1930 года и 20 мая 1931 года по статье 58-11 УК РСФСР приговорён к высылке в Северный край. Ссылку отбывал до 26 июля 1932 года в городах Котлас и Никольск. 23 марта 1935 года как социально опасный элемент был лишён права проживания в 15 крупнейших городах и выслан из Ленинграда в Пензу.
Второй раз был арестован в Пензе по делу «контрреволюционной группы церковников» 5 октября 1939 года. Осужден на 10 лет. Отбывал наказание в ИТК № 1 НКВД, пос. Ахуны, где и скончался в заключении.
1937 году редакция газеты "Рабочая Пенза" , с которой сотрудничал Ончуков, была полностью отстранена от работы за опечатки, приравненные к вредительству. Позже во вредительстве обвинили многих сотрудничавших с газетой корреспондентов, в числе которых был и Ончуков.
В 1938 году, когда жизнь ученого сложилась так, что ему постоянно приходилось думать о хлебе насущном, он вновь пытался предложить один из своих неопубликованных сказочных сборников Карельскому научно-иссл институту культуры. Но уникальные тексты сказок оказались никому не нужны.
В 1939 г. ученый был арестован.
Все попытки доказать свою невиновность не дали никакого результата. Пензенским судом Ончуков был осужден на 10 лет лишения свободы. Два с половиной года он провел в пензенской тюрьме, где находился с уголовными, которые били его и отнимали передачи. Лагерный режим оказались не по силам семидесятилетнему ученому. 1942 г. он скончался. Точное место захоронения его неизвестно, не сохранилась и его могила.

Внесудебные решения 1931 и 1935 годов в отношении Н. Е. Ончукова были отменены в 1989 году согласно статье I Указа Президиума Верховного Совета СССР «О дополнительных мерах по восстановлению справедливости в отношении жертв репрессий, имевших место в период 1930-40-х и начала 1950-х годов».
Постановлением Президиума Верховного Суда РСФСР от 6 декабря 1989 года приговор Пензенского областного суда в отношении Ончукова отменён, дело производством прекращено за отсутствием состава преступления.

Что касается самих сказок... Это в первую очередь материал для осмысления лица нашей культуры в мире по координатам "ожидание-реальность", а не развлекательное чтение. Исключительность прослеживается, да боюсь, не того разлива, что декларируется и мнится. Через стилистику текстов, грамматику и синтаксис видно, как мы относимся к своему языку - это тема отдельного исследования синтаксистов, грамматологов и когнитивистов. Лексика изобилует диалектизмами, не все из которых встречаются в глоссарии. Эти диалектизмы особо интересны читателю для обогащения личного словаря и знакомства с русским языком, но из-за них приходится местами продираться сквозь смыслы. Подобная подача текста - это максимальная приближенность к устному сказу вплоть до фонетики.
Простота и безыскусность текстов на предмет обращения со словом и образом не поддельна. Она по-мужицки грубая, без утонченности и изобретательности. Как и при чтении русской литературы, не оставляет ощущение безысходности страдальческого мирка, сопоставимого с мрачной, тесной и душной каморкой. В этой осознанной убогости ощущается духота, после которой хочется продышаться и подлечиться чем-то позитивно заряженным. В какой-то момент мне стало все настолько грузно, что до конца читалось со скрипом. Читал не по порядку, а выборочно, но проштудировал весь материал с примечаниями.
А уж когда я прочитал вступление и историю исследователя - это вообще отдельный уголок книги - мне стало безумно горько и обидно за этого великого человека, которого государство не уважает до такой степени, что просто закопали непонятно где... За все его заслуги. Что ему ваша реабилитация?.. Его урок - другим наука.

Жалко, жалко нашего человека... У нас такие выдающиеся люди! Были. И вместо того чтобы поощрять и поддерживать - государство просто уничтожает их с их добрым делом, а вместе с ними и тягу к науке и исследованию.