Больше рецензий

1 июля 2023 г. 19:38

86

4

Отличный сборник, как всегда выдерживающий планку качества в соотношении: «классные / хорошие / нормальные рассказы» - где-то в районе 30/50/20. Откровенного хлама нет. Замечу, что за все время моего знакомства с творчеством русских авторов, пишущих в жанре хоррор (и около) под эгидой «Самой страшной книги» я, наверное, только парочку рассказов оценила на «2», и то там какие-то проблески таланта имелись. А ведь это более 60 авторов!

В этой книге, если не придираться к тому, сколько здесь рассказов относятся именно к фэнтези, а сколько – к чистому хоррору (претензии отдельных читателей на этот счет справедливы, но это не так уж важно, мне кажется. Скорее всего, на тот момент не набралось должного количества именно фэнтезийных произведений, хотя сам Парфенов отметился аж двумя рассказами), большинство оставили приятное впечатление. Характерно, что треть имен было новых, и дебютанты, в целом, не подкачали.

Антология разбита на две части: «Темная традиция» и «Темнее темного» по принципу: «больше фэнтези / больше хоррора».

Лучшие, на мой вкус, рассказы: «Завтрак для Джека» Владимира Кузнецова (кто бы сомневался! Это мой любимый автор), «Эффект дефекта» Алексея Провоторова, «Псы господни» Юлии Ткачевой, «Саранча,скопец, палач» Майка Гелприна.

Это все рассказы из первой части – «Темная традиция», более фэнтезийной по духу.

Также мне понравились: «Кровь твоего сердца» М.С.Парфенова, «Жнец» Виктории Колыхаловой, «Памятка юного бродяжки» Олега Кожина (тоже без сюрпризов: Кожин – второй мой любимчик, никогда не подводит), «Гроах» Сергея Юдина, «Мёд» Владислава Женевского и «Лёгкий пар» Марии Шурыгиной.

Кстати, вторая часть антологии – «Темнее темного» вышла, намой взгляд, слабее первой. В основном рассказы приличные, но ближе к среднему уровню и не особо впечатлили, за парочкой исключений.

Так что хорошие, добротные, но проходные вещи (из цикла: прочел/получил удовольствие/забыл) – это добрая половина «Темнее темного»: «И пришел дракон» Александра Подольского, «Сир Моргрив» М.С. Парфенова, «Упырь» Максима Кабира, «Человек из храма Белой Цапли» Дмитрия Гужвенко и «Дюнан» творческого тандема Дмитрия Костюкевича-Алексея Жаркова (по-моему, они отметились еще в самой первой книге серии рассказом «Никта», тоже на историческую тему)

Ну а не понравились мне всего три рассказа: «На краю света» Дмитрия Тихонова, «Свет исходящий» Андрея Кокоулина и «Куш» Рината Газизова. При этом первые два – вполне пристойного качества, просто не моё, а вот к последнему опусу вопросы есть не только у меня – это очень на любителя.

***

Ну и, собственно, поподробнее о каждом.

«Завтрак для Джека» – история храброй и отчаянной женщины из альтернативной, но очень похожей на настоящую Англии XVII (или XVIII) века, рискнувшей в безвыходной ситуации пойти на сделку с чудовищем. Чудовище –монтикор, получеловек-полузверь(в средневековом бестиарии такой монстр был).

Не устану петь дифирамбы Владимиру Кузнецову (абсолютно заслуженно!) Его рассказы – это всегда интересная история, достойные герои, изящный слог, безупречный вкус. Не к чему придраться. И всегда есть какая-то надежда, милосердие, что-то светлое, что для подобного жанра – большая редкость.

«Эффект дефекта» ближе к детективу в фэнтезийно-постапокалиптическом мире. Двое условных полицейских отправляются в гиблое место на поиски своего пропавшего начальника, без которого в их управлении все зашаталось. Интересная фишка: в этом мире научились продавать в таблетках чужие таланты, так что какое-то время можешь петь как Киркоров (это шутка), ну или приобресть более практические навыки.

Жалко, что это не роман. Мир интересный, локации занятные и вообще история у Провоторова вышла захватывающей. Да и проблемы (типа оскотинивания и озверения людей в буквальном смысле) совсем не сказочные. В качестве приключенческой истории это рассказ – лучший.

«Псы господни» я, пожалуй, назову лучшим рассказом в сборнике. Он и правда о псах, но не обычных, а порожденных адом. Добрые монахи спасли осиротевших щенков и воспитывали их при монастыре в христианской вере. Правда в отличие от рядовых настоятелей у иерархов рангом повыше на разумных исполинских собак были другие планы.

Этот глубокий рассказ – о вере в широком смысле и той грани, где она подвергается испытаниям. Причем, речь не о вере в Бога, а о вере в человека и в то хорошее, что всегда казалось незыблемым. И все это в декорациях сурового средневековья, без сантиментов, но и без смакования жестокости и грязи. Классическое фэнтези с толикой экзистенциализма.

«Саранча, скопец, палач» – хоррор-версия «Сказки о золотом петушке» Пушкина. Рассказ ведется от имени Шемахи – «Шемаханской царицы» (в версии Гелприна она восточная принцесса, дочь шаха) и ее жестокой мести царю Дадону, его сыновьям и пресловутому звездочету-скопцу.

Гелприн умеет так виртуозно описывать всяких сволочей, что к ним проникаешься невольным сочувствием. Шемаха – абсолютно безжалостная, хладнокровная и беспринципная тварь, начисто лишенная эмпатии и материнского инстинкта, однако, зная, через что ей пришлось пройти и, главное, на что насмотреться –поневоле начинаешь ее понимать и оправдывать. Она – порождение ада, но остальные еще хуже (даже обидно, что русских воинов здесь выставили конченными скотами). Однако все изуверства и чудовищные злодеяния каким-то образом воспринимались мною все же как сказка. Жестокая, страшная, но сказка. И, как в нормальной сказке, все кончилось, хм, по справедливости.

Да, еще тут есть привет другому произведению Александра Сергеевича – романтической поэме «Цыганы» (то место, где: «Мы дики, нет у нас законов...» – и далее по тексту). Очень доставило.

«Кровь твоего сердца» М.С.Парфенова – красивая зарисовка на тему противостояния лихого наемника и прекрасной колдуньи. Антураж, драки, нереальной красоты женщина – все к месту, все в тему. Неспешное, но нескучное повествование, удачно стилизованное «под старину», закономерно прерывается кровавым месивом в финале (кровавым, но не тошнотворным– чувство меры у автора есть). Победит ли коварная баба опытного вояку? Прочла с большим удовольствием.

«Жнец» – симпатичная история про ночные приключения двух детей. Маленькая девочка сбегает из больницы, встречает парня-подростка, который неожиданно заявляет, что должен ее проводить. И уберечь от всяческих напастей.

Пожалуй, самая душевная, трогательная и добрая история во всем сборнике. Читалась легко и с интересом, под конец ситуация начала проясняться – и завершилась самым чудесным образом (не то чтобы совсем неожиданный твист был –в кино такое видела не раз, но... порадовало, в общем).

Кто на самом деле этот мальчик, я догадалась довольно скоро. Одна из самых замечательных интерпретаций одного из самый мрачных и мистических образов мировой литературы.

«Памятка юного бродяжки» – похоже на «Жнеца» по завязке, только герои постарше. Молодая девушка Галя, вчерашняя школьница, с какого-то перепугу решает уйти из дома. С легким рюкзачком и в легком плаще. В марте, когда на улице снег и ветер. На ее счастье ее подбирает другая девочка - Лиля, помладше, но гораздо более опытная в таких делах. Как вскоре выясняется, Лиля появилась на пути Гали неслучайно и вообще она – сталкер. Ее задача – помочь вновь прибывшей найти свое место в этом мире. Опасные приключения, встречи с разными фольклорными персонажами в оригинальных интерпретациях, любопытные характеристики инобытия – потому что это вовсе не наш мир, хотя и очень похож – в наличии.

Знающие люди говорят, что это рассказ из вселенной романа Кожина «Охота на удачу» (надо прочесть наконец, давно уже куплен). Но если и так, история вышла цельной и вполне самодостаточной. Кожину нет равных в описании детей и подростков – они у него всегда живые и естественные. Испытания, которым они подвергаются, часто закаляют их (как в этом рассказе) и меняют в лучшую сторону. А если герои и гибнут, то лишь по собственной неосторожности. В общем, становление/взросление героя в действии. Хороший образчик городского фэнтези.

«Гроах» Юдина (думала, это автор «Чики-чик», но у того Юдина другое имя) – поначалу похож на детскую страшилку про хищное растение, выращенное на свою голову (в каком-то мультике это было – про дядюшку Ау, или домовенка Кузю, не помню), только про взрослых и вместо всё пожирающего растения у нас тут крыса. Уже мерзко. Здесь вообще самые тошнотворные и отвратительные во всей книге сцены присутствуют. Сам рассказ начинается как типичная бытовуха про семейные дрязги маститого профессора и его молодой дуры-жены, которая однажды, повинуясь жалостному порыву, спасла маленького крысенка. Выходила, выкормила, уберегла от мужниного кота Агасфера (классная кликуха!), нарекла Гроах (это имя жены Макбета из шекспировской трагедии, как выяснилось, а эта дама – та еще стерва). И они с крысой подружились. Только этой дуре-жене даже в голову не пришло удивиться, почему крыса вымахала до размеров росомахи, и что она, гм, более интеллектуально одаренная, чем положено крысе...

Все это смахивало на плохую мелодраму с фантастическим допущением весьма дурного толка, но в конце я прониклась этой историей, несмотря на упомянутые выше мерзости. Неожиданно я увидела в ней драму почти шекспировского масштаба – драму любви и верности, неоцененных по достоинству и подаренных совершенно ничтожному и жалкому предмету.

И еще один момент. Мне показалось (и я была бы рада, если б моя догадка оказалась верной), что автор здорово поглумился над так называемой прогрессивной интеллигенцией. Профессор-то ведь – та еще либеральная гнида. И надо так... в общем, я предпочитаю придерживаться своей версии. Автору – респект!

«Мёд» я уже читала – в авторском сборнике Женевского «Запах». Тогда он мне как-то не зашел, но сейчас я оценила его по достоинству. Это прежде всего высокохудожественная проза. Тягучая вязкая атмосфера, которая засасывает почти сразу, так что буквально чувствуешь себя в шкуре героя, «городского задохлика», выбравшегося на природу, в места своего детства. Лучше бы он этого не делал.

Рассказ мрачный и жуткий, хотя и очень атмосферный. До последнего хотелось верить, что выберется парень. Ну а монстры – это вообще выше всяких похвал. Больше всего пугает то, что человек не в силах понять. Написано, повторюсь, прекрасно, в таком, не знаю, тургеневским стиле. Изрядное наслаждение.

Владислав Женевский был очень талантлив. Светлая память.

«Лёгкий пар» – тоже история молодого человека, пожелавшего вернуться в свое деревенское детство. Однако мотивы его более весомы, чем у героя «Мёда» - на совести лежит тяжкий грех, и он хочет до конца во всем разобраться.

Этот рассказ, весьма кинговский по духу (к слову, конюх, окончивший дни в психушке – привет Джону Коффи), представляет собой на удивление гармоничную историю. Тут и детские кошмары, и древний фольклор (дело происходит в удмуртском селе), и такой узнаваемый деревенский быт. И одно другому не мешает и совершенно не противоречит. Интересно и жутковато. А главный герой вызывает уважение и сочувствие.

«И пришел дракон» Подольского про старика-отшельника где-то в горах Тибета и его юного ученика – приверженцев культа какой-то вымирающей восточной религии интересен разве что экзотикой. Старая как мир история про «зло во благо».

«Сир Моргрив» (Парфенов, как уже отмечалось, единственный автор, отметившийся в обеих частях) тоже как-то не впечатлил. По замыслу это нечто интригующе-отвратное – про средневекового европейского князька, который зачем-то пожирал своих собственных детей (в прямом смысле) – но рассказ начисто выветрился из памяти через пару дней. Душегуб получил по заслугам, но... вроде, там все сволочи и изверги. Один ученый был нормальный, да и того казнили без суда и следствия.

Написано хорошо, нескучно, но это какой-то ужас ради ужаса в квази-исторических декорациях.

«Упырь» Кабира гораздо более жуткая история, чем можно было бы ожидать от такого банального названия. Время действия – гражданская война, герой – красный командир, не верящий ни в бога, ни в черта. Главного гада мы встречаем на страницах рассказа уже мертвым (отдельный комплимент – за мамашу изверга), но это, как говорится, только начало.

Все лихо и смачно, но концовки в духе «впереди его ждал расстрел как врага народа» у меня уже вызывает зубовный скрежет. Господа сочинители! Если вы считаете своим долгом поплевать в советское прошлое, лишний раз выпятить там все плохое, то, поверьте, такая «позиция» ваши опусы не украшает.

«Человек из храма Белой Цапли» – еще одна красивая восточная история, стилизованная под древнюю легенду. Мудрец и воин (а точнее разбойник) встречаются и мирно проводят время в заброшенном храме. Занятно и аутентично, но слишком просто. Впрочем, за Весельчака Ю спасибо – приятно считывать общий культурный код.

«Дюнан» при всем благородстве замысла и минимуме фантастики (черный пес с алыми глазами – образ войны, и так его и следует воспринимать) мне скорее не понравился. Да, речь идет о реальном человеке, основавшем Красный крест, его великой подвижнической деятельности, но эти бесконечные и какие-то корявые, рубленые описания сражений и сопутствующих ужасов... Да поняли мы уже, что вы против войны, ребята (любой нормальный человек против нее), зачем так надрываться? В какой-то момент все эти оторванные челюсти, черепа всмятку и проч. начинают вызывать не столько отвращение, сколько раздражение. Авторы чересчур увлеклись смакованием всех этих мерзостей и выплеснули ребенка вместе с водой. Тот случай, когда весь благородный посыл теряется, потому что у писателей нет чувства меры.

«На краю света» вообще не зашло. Мне нравится, как пишет Тихонов, но здесь какая-то запредельная тоска и безнадега. Естественно, зима, глухомань, ночь, холод и запустенье. Рассказ-притча о человеке, решившим бежать от общества потребления на край света и искать правды. Ну и доискался. Смысл, наверное, в том, что нельзя вот так вот рубить с плеча (а еще обходиться с таким вероломством с теми, кто рядом и кто тебе доверяет) – ведь назад не отыграешь.

«Свет исходящий» (слово «свет» в названии как проклятье, честное слово) мне тоже не понравился. Довольно обрывочная фантазия на тему мира, где некий светлоликий властелин (где-то за горизонтом) и его верные опричники (служба Яркости вроде) – единственные, кто может считаться людьми. А все остальные, сиречь жители некой деревни, – убогие черви и не заслуживают не то что света, но и просто доброго слова. Не новая, но слегка оригинальная в контексте рассказа мысль о силе Слова. Не божественного,человеческого. В общем-то логично, что когда все друг друга х...ми обкладывают, простая и такая человечная фраза «Я люблю тебя», сказанная от всего сердца, наполняет человека внутренним сиянием. А тут за такое и убить могут.

Очень скомкано, как будто черновик к какому-то антиутопическому роману. Тем более оптимистичный (насколько возможно) финал как бы намекает.

«Куш» – натуральная фига в кармане напоследок. Парфенов, я заметила, любит в своих антологиях последним рассказом ставить что-нибудь этакое, с подвыподвертом. Вроде как городское фэнтези, но уж очень стрёмное.

Один парень работает ходячей рекламой в костюме дурацкой птицы, не то цыпленка, не то жар-птицы. В один непрекрасный день он вдруг оказывается заперт внутри костюма и постепенно, хм, сращивается с ним, превращаясь в некое существо с птичьими повадками, но в то же время остающееся одушевленным рекламным брендом. А еще у него есть желание со старой любовью разобраться.

Очень странно, путано и шизовато. Какой-то нелепый сюр. Для кого это написано?

___

P.S. Спасибо за парочку новых талантливых авторов, г-н Парфенов, и до новых встреч!