Больше рецензий

McGonagall

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

23 марта 2014 г. 22:36

154

5

Жанр: творчество, сделай сам

Книга эта об артбуках и артблокнотах — изготовленных вручную художественных альбомах и тетрадях.

Вводная часть книги (57 страниц из 329!) — «убедительная». Основная мысль, которая доводится до читателя всеми возможными гранями: не принимайте во внимание чужие мнения и оценки, найдите в себе силы переступить через страх и предрассудки, делайте то, что считаете нужным — творите! Автор даёт несколько советов психологического характера о том, как замотивировать себя на эти занятия. Поскольку Натали Ратковски давно общается с непрофессионалами, занимающимися артбуками, артблокнотами и т.п., она, вероятно, из опыта знает, что многим людям подобное вступление необходимо. Меня же непрошенные поучения на тему «как жить» раздражают. Но я эту часть прочла, хотя бы из уважения к той сумме, что заплатила за книгу. А вот следующие далее советы профессионального художника и дизайнера, касающиеся самого процесса творчества, мне показались более интересными.

Вначале — упражнения. Проекты: сделайте коллаж в одном цвете, оглянитесь вокруг в поисках «природных букв», составьте композицию из случайных предметов... всего 10 проектов. Мне эта глава очень живо напоминает книгу Ли Фроста "50 фотопроектов" , подход совершенно тот же. Это не критика, подход сей хоть и не оригинальный, но проверенный и эффективный.

Далее рассказано и показано, какими могут быть артбуки: зарисовки впечатлений, проект 365, дневники путешествий, медитативные рисунки. Они могут состоять из рисунков, коллажей, либо быть выполнены в технике скрапбук. Можно делать артбуки, посвящённые определённой теме: туфли, сумки, оружие, исторический период, некий человек и пр. Можно, напротив, дизайнить артжурналы, где все развороты разные, не связанные единой концепцией. Можно, наконец, использовать творчество как арт-терапию.

Выбор бумаги. Для разных техник нужна разная бумага: акварельная, для пастели, для туши, для акрила, для карандаша. Сама Ратковски использует альбомы немецкого производителя Boesner и тетради немецкой же фирмы Hahnemuehle. Ну и Moleskin, конечно. Посыл такой: если делать работу на неподходящих для этого материалах, то результат может напрочь отбить всякое желание продолжать. Многие рисуют на дешёвой офисной бумаге, ибо им жаль портить дорогую художественную. Этот барьер надо преодолеть. Похоже, что устанавливается он ещё в детские годы: в детских рисовальных альбомах часто используется неподходящая для рисования бумага плотностью до 80 г/м3, реже 90–100 г/м3. Видимо, рассуждают так: под каляки-маляки и такая сгодится. Но это не есть хорошо. Учиться нужно на правильных материалах.

Переплёт. Есть обзор способов переплёта: угловое крепление, кольцевое крепление, лепорелло (гармошка), японская гармошка, тетрадь, классический книжный переплёт. Приведён подробный иллюстрированный мастер-класс по классическому переплёту.

Инструменты и материалы. Обзор с множеством иллюстраций: кисти, губки, палитры, тушь, акрил, акварель, фломастеры, карандаши цветные, акварельные и пастельные, фиксаторы. А также всякие скрапбуковские инструменты: штемпели, в т.ч. самодельные, клеящие квадратики, люверсы и брадсы (которые в книге называются зажимами для конвертов, либо заклёпками со шляпками и продолговатыми хвостиками).

На начальном уровне, с большим количеством иллюстраций объясняются цветовой круг и композиция, организация рабочего места. В конце книги — несколько мастер-классов по созданию коллажей в разных техниках.

Издание. Книга издана очень и очень прилично. Качественная мелованная бумага, качественная печать, качественная типографика (нынче редко кто заморачивается подвешенной пунктуацией); имеется закладка-ляссе.

Резюме общее. Книга эта — просто находка для взрослых людей, которые ранее не занимались изобразительным творчеством (или, например, занимались в детстве), но хотели бы. Они получат всю необходимую информацию для начинающих по инструментам, материалам и техникам. Прекрасные иллюстрации (огромное количество) самой Ратковски и других профессиональных художников стимулируют творческие идеи. Для тех же, кто «в теме», книга, наверное, полезна только в «идейной» части.

Резюме личное. Я — не художник и не дизайнер, но в теме. И по прочтении (один вечер) встал вопрос: оставлять или сбывать? Артбуки в том виде, в каком они поданы в книге — однозначно не моё. Но некоторые идеи и приёмы интересны. Кроме того, книга очень хорошо издана. Её можно использовать как наглядное пособие по книгоизданию вообще и типографике в частности. Пока что расклад такой: подвернётся случай — сбываю без сожалений, не подвернётся — оставляю без сожалений.

Комментарии


Очень информативно! Спасибо за рецензию)


Всегда пожалуйста!