Больше рецензий

29 июня 2023 г. 16:34

137

3.5

Первая бумажная книга из стопки прочитана)
Это сборник рассказов канадской писательницы, лауреата Нобелевской и Букеровской премий. Темы довольно традиционны - семейная жизнь, трудности понимания, смерть близкого человека, тяжёлая болезнь, отношение к людям, которые сильно отличаются от окружающих. При этом все её истории интересны каким-то неожиданным моментом. Но некоторые сюжетные повороты вызвали недоумение.

Часто герои её рассказов живут в канадской глубинке, и их Лондон - это не тот Лондон, который "из зе кэпитал оф зе Грэйт Бритэн". Исключение составляет заглавная повесть (неожиданно!) о Софье Ковалевской, которая в Канаде не бывала.

Две истории зацепили меня сильнее других. В рассказе "Измерения" молодая женщина Дори пережила ужасную семейную драму, но продолжает как бы по инерции поддерживать отношения с мужем. Очнуться от морока ей помогает случайное происшествие. Дори спасает человека и после этого находит в себе силы изменить жизнь. Автор скуп на детали, но некоторые очень пронзительны.

"В течение некоторого времени Дори набивала себе рот всем, что попадалось под руку. Землей, травой, потом платками, полотенцами и собственной одеждой. Казалось, она хочет подавить не только вопли, которые рвались у нее из горла, но и сам образ той сцены, бесконечно всплывавший в сознании" ("Измерения")

А рассказ "Глубокие-скважины" (именно через дефис, не очень поняла, почему) сильно триггернул, спасибо теме "отцов и детей". Во время семейного пикника в горах мальчик проваливается в разлом, родителям удается его спасти, но что-то происходит в сознании ребенка, он начинает отдаляться от своей семьи, и это приводит к полному отчуждению и разрыву во взрослом возрасте. В начале, казалось бы, ничто не предвещало - обычная жизнь семьи, мысли женщины, прыгающие с одного предмета на другой (очень знакомо), некоторая беспечность её мужа, зачем было вообще лезть в эти скважины с тремя маленькими детьми? Так или иначе точка невозврата случилась, встреча матери и сына через много лет ужасна для моего родительского сердца.

Манро никому не выставляет оценок, но всё-таки смотрит на ситуацию глазами матери. И вообще почти все рассказы написаны от лица женщин. О том, что наполняет их жизнь, о повседневности и о том, как вдруг в обычном течение времени проявляется что-то важное и нарушающее ход событий. Не всегда это что-то радует, но автор оставляет маленькую надежду в конце.

И - цитата, которая согреет любого книголюба.

"Нита не только читала, но и перечитывала книги. «Братья Карамазовы», «Мельница на Флоссе», «Крылья голубки», «Волшебная гора» – все это она перечитывала снова и снова, по многу раз. Бывало, возьмет книгу, чтобы найти какой-то фрагмент, и не может оторваться, пока не дойдет до конца. Современную литературу она тоже читала, но только художественную. Ей не нравилось, если говорили, что чтение – это побег от действительности. Она отвечала на полном серьезе, что не литература, а так называемая реальная жизнь и есть такой побег. И эта тема была для нее так важна, что она даже не вступала в споры по данному поводу" ("Свободные радикалы")