Больше рецензий

29 июня 2023 г. 13:50

214

5 Бунтарка в платке

Детство во времена Исламской революции в Иране.

В 2013 году российское издательство «Бумкнига», которое специализируется на публикации комиксов, выпустило легендарное автобиографическое произведение Маржан Сатрапи «Персеполис». А в 2021 году в продажу поступил пятый тираж комикса.

В шесть лет Маржи хотела стать «пророком». В свою Священную книгу она записала несколько добродушных заповедей. Три из них девочка позаимствовала у Заратустры: «правильное поведение, правильные слова, правильные действия». А оставшиеся придумала сама:

Правило 6: у каждого должна быть машина.
Правило 7: все горничные должны есть вместе со всеми.
Правило 8: ни одна старушка не должна болеть.

Вечером, в постели, Маржи вела долгие разговоры с Богом. Но когда ей было десять, религиозные фанатики захватили власть в Иране, заключили в тюрьму, пытали и казнили ее любимого дядю. Тогда Маржи, стоя в своей детской кровати ночью, закричала на Бога, который тревожно смотрел на нее:

Убирайся из моей жизни!!! Не хочу больше тебя видеть!

В книге «Персеполис» Маржан Сатрапи перерисовала свое детство в Иране в виде комикса — трогательного, потрясающего, разрывающего сердце. Мы знакомимся с милой маленькой девочкой, которая растет в Тегеране во время Исламской революции. В 1979 году Шах уходит, Хомейни возвращается из изгнания. Муллы укрепляют свою власть жестокими репрессиями, вынуждая уже девочек-школьниц надевать платки, а позже отправляют мальчиков на минные поля войны с Ираком.
картинка kate-petrova
Маржи непослушна и рассуждает по-взрослому. Обычно она милая, но иногда ужасно злая. Она сострадательная бунтарка, не ведающая страха — ни перед учителями, ни перед стражниками революции. Ее окружает уютное благополучие тегеранской буржуазии старого типа, отец — инженер, среди предков даже есть премьер-министр из эпохи предшаховского периода. Но как может быть беззаботным детство для девочки из привилегированной семьи среди политического насилия?

Родители находятся в кругу левых интеллектуалов, которые мечтали о марксистской, а не исламской революции. В гостиной Маржи слышит рассказы освобожденных заключенных о пытках. Однажды отец везет ее на машине в центр города, чтобы забрать мать, которую остановили бородатые мужчины, потому что она не накрыла голову. Когда Маржи исполняется четырнадцать лет, родители отправляют ее за границу, в Вену, из опасения, что бесстрашие и дух противоречия могут принести дочери беду.

Но на этом приключения девочки не заканчиваются. Покинув родину, Маржи сталкивается с совсем другими проблемами. Она выросла хоть и в либеральной семье, но далекой от западной культуры. Сначала ее увлекают философские рассуждения новых друзей, но со временем они кажутся пустой болтовней. После ужасов репрессий и войны Маржи сложно найти себя в свободном мире, где отношение к беженцам с Ближнего Востока, мягко говоря, не самое дружелюбное. Подросток сталкивается с проблемой идентичности. Маржи не понимает, кто она и где ее место в мире. К тому же все сильнее на нее давит тоска по родине, где хоть страшно, жутко и несвободно, но родные стены, близкие люди и понятные правила игры. Скатившись до дна в Европе, Маржи возвращается в Иран, чтобы переосмыслить свою жизнь и попробовать найти источник внутренней силы.

Маржан Сатрапи восхищалась Артом Шпигельманом, его «Маус» послужил для нее вдохновением. Но она нашла собственный стиль: почти детскую, наивную графику в жестком черно-белом контрасте, которая тепло рассказывает историю Маржи со всеми ее ужасными и абсурдными эпизодами. Критики назвали «Персеполис» «комиксом-автобиографией». Вместе с несколькими другими молодыми авторами Маржан Сатрапи заложила новый литературный жанр. Хотя сама предпочитает говорить о «комиксе-автофикшене». Потому что не все произошло буквально так, как она описывает в книге. Но это не меняет правдивости повествования: тошнотворная индоктринация в школе, смерть от пыток 18-летней коммунистки, разрушение дома соседской семьи Баба-Леви от иракских ракет, трогательное прощание с дядей Анушем. Перед его казнью он может принять только одного посетителя и хочет увидеть свою маленькую племянницу еще раз. У нее всего лишь десять минут, чтобы попрощаться с дядей в камере. На прощание он дарит ей лебедя, сделанного из хлебных крошек.

После короткого возвращения в Иран Маржан Сатрапи уехала в Европу, где закончила обучение. Она изучала графику и иллюстрацию. Сейчас комиксистка живет в Париже. Во Франции было продано более 300 тыс. экземпляров «Персеполиса». Маржан Сатрапи стала ярой защитницей свободы и прав женщин, решительно осуждающей запрет на ношение головных платков во французских школах так же, как и принуждение к ношению платков в Тегеране. Она рисует для крупнейшей французской газеты Libération и американской ежедневной газеты The New York Times.

В одном из интервью Маржан Сатрапи рассказала, что ненавидит клише о своей родине. Запад видит только черное покрывало и ничего не знает о гордой иранской культуре. Писательница утверждает, что диалог культур не может так состояться. Маржан Сатрапи называет себя патриоткой и послом лучшего из Ирана.

Этот обзор подготовлен мною специально для интернет-газеты «Реальное время».