Больше рецензий

28 июня 2023 г. 09:55

577

0 Загадка Ефремова

Самое популярное произведение советского писателя-фантаста выглядит весьма неоднозначно, разделяясь на две совершенно разные части. Одна из них, описывающая космические приключения героев повествования, вполне соответствует жанру и, в общем, особых претензий не вызывает. Вторая посвящена тому, что происходит уже на Земле – в далёком будущем, в условиях давно победившего коммунизма. И вот тут сразу начинаются проблемы…
Вообще говоря, картины коммунистического общества (которое все мы так долго строили) в литературных произведениях соответствующего периода встречаются прямо-таки на удивление редко. Я, например, знаю лишь два таких примера – «Незнайку в Солнечном городе» Н. Носова и вот эту рецензируемую вещь. В первом случае речь идет о детской книжке – по сути, слащаво-приторной, однако подводящей к неожиданному выводу: «общество будущего» оказалось в высшей степени ненадёжным, едва не разрушившимся до основания из-за каких-то трёх ослов (кстати, мне одному здесь припомнился 91-ый год?).
Но, конечно, в книге Ефремова всё это проработано гораздо глубже, причём по сути данное произведение безусловно должно быть отнесено к жанру антиутопии. Кратко упомяну лишь очень немногие из вещей, которые в нём упоминаются.
В результате радикального преобразования природы были растоплены льды на полюсах, после чего уровень мирового океана поднялся на 7 метров (какая судьба при этом постигла г. Ленинград и целые страны, подобные Голландии, ясно любому школьнику). Было организовано поголовное истребление опасных для человека животных (а ведь это писал доктор биологических наук!). И т. д. и т. п.
Теперь о человеческих взаимоотношениях. В Советском Союзе ВСЕ читали «Манифест Коммунистической партии» К. Маркса и Ф. Энгельса, но, похоже, никто при этом даже не пытался вникнуть в его содержание. А между тем, там открытым текстом заявлялось о том, что коммунизм есть обобществление жён плюс национализация детей (если кто сомневается, может удостовериться сам). После революции у нас были предприняты некоторые подвижки в данном направлении (одно только общество «Долой стыд» чего стоило!), но уже к концу двадцатых с этим покончили, вернувшись к вполне традиционным семейным ценностям. И вдруг 30 лет спустя у Ефремова всё это вновь выскочило, как чёрт из табакерки. – Семья как таковая упразднена, есть только «свободные отношения», детей у родителей отбирают в раннем возрасте и воспитывают отдельно. Правда, как оказалось, есть исключения, в виде матерей, наотрез отказывающихся от такого счастья. Что ж, с ними поступают «гуманно», отправляя в ссылку на остров Ява… И знаете, на что это похоже больше всего? – На идею небезызвестного Адольфа Алоизича о переселении всех евреев на Мадагаскар, с которой он носился долгое время (это уже потом, по ряду причин, вместо Мадагаскара возникли Аушвиц, Собибор и т. п. места)...
Короче, главы из книги, описывающие всё происходящее на Земле, ныне однозначно воспринимаются как некий абсолютный кошмар. И тут встаёт вечный вопрос: ЧТО ЭТО БЫЛО – бред слетевшего с катушек фанатика или наоборот, гениальная издёвка очень умного человека над идеями того времени (активно продвигавшимися горе-политиками вроде Хрущёва)?! Ответа на это вопрос у меня нет (и изучение биографии писателя найти его не помогло), поэтому и от выставления данному произведению какой-либо оценки я, пожалуй, воздержусь…

Комментарии


А у Стругацких в Аркадий Стругацкий, Борис Стругацкий - Полдень, XXII век тоже дети воспитываются в интернатах специальными наставниками. Считается, что родители неспособны к воспитанию, поскольку они всего лишь любители, а не профессионалы.
Поскольку эти 2 книги написаны в одно время, можно сделать вывод, что тогда эта идея витала в воздухе и считалась обычной.


Интересно. У Стругацких я читал только "Пикниник на обочине", да и то дальше трех десятков страниц не продвинулся. За информацию спасибо.


Пожалуйста, Александр :) Самой интересно стало. У Стругацких это вообще-то подаётся как идеал воспитания - только специально подготовленные педагоги, лучшие представители человечества, смогут воспитать детей достойными членами общества, в идеалах нестяжательства, дружбы и взаимопомощи. Педагоги являются одними из самых авторитетных людей на Земле и входят в Мировой Совет. Дальше из Википедии.

На Земле высшим авторитетным органом является Мировой Совет, членами которого являются самые известные учёные, историки, учителя и врачи. Как правило, Совет занимается лишь вопросами глобально-земного и галактического масштаба.

Дети с 5—6 лет воспитываются в интернатах. Детей воспитывают профессиональные Учителя. Работа Учителя является весьма почётной и одной из самых ответственных, к ней допускают только особо отобранных людей; как следствие — всех или почти всех детей удается воспитать высокодуховными людьми с твердыми моральными устоями. Вообще вопрос выбора профессии в Мире Полудня поставлен на строго научную основу. Молодые люди проходят тщательное медико-психологическое обследование, после чего для каждого вырабатываются рекомендации по профессиональным предпочтениям. Ошибка в профориентации считается тяжёлым проступком того, кто выдаёт рекомендации, так как может отрицательно повлиять на судьбу человека («Жук в муравейнике»).


Да уж, причем, пожалуй, именно Стругацким подобные идеи стоило бы опробовать на собственных детях, а то дочь Аркадия вышла замуж за Егора Гайдара - такой себе вариант...


Вооот! А были бы интернаты с Учителями - Гайдар вырос бы нормальным человеком! ))


Это, кстати, тоже не факт. В любом случае, от наследственности никуда не деться, а она в данном случае вызывает вопросы...


А вот как раз в плане моральных принципов наследственность, какова бы она ни была, в миллион раз усиливается воспитанием тех, кто дал это наследие ))


Все-таки, если судить по нашим детдомовцам, то нельзя сказать, что в среднем они воспитаны лучше, чем дети, выросшие в семье.


Так в детдомах и нет высокоморальных Учителей, на поведение которых равняется вся планета :)