Больше рецензий

27 июня 2023 г. 09:24

779

4 Спойлер Когда миф становится историей.

Да, каюсь, когда-то я читала Библию. Вернее, пыталась читать, но не осилила. Не то, что "многабукав", не то, что язык вычурно-убого-стилизованный, просто... Не зашло. Бралась несколько раз, читала по графику (строго глава в день). Не смогла. А порой как хотелось! Ведь это типа одна из тех ста книг, которые должен (!) прочесть каждый образованный (?) человек. Но вот не знаю. То ли я не образованная, то ли дело в моем мировоззрении...
Это было вступление. Преамбула, так сказать. А теперь мы не спеша переходим к...
В общем, разрешите еще два слова вставить о Библии.
Я человек "слегка" не воцерковленный. То есть, когда-то крестилась (в здравом уме и твердой памяти, а не в младенчестве, как сейчас модно), ходила в церковь, пробовала соблюдать заповеди и даже иногда постилась. Но не смогла. В какой-то момент стало... скучно. И, читая литературу "на тему", натыкалась на весьма критические обзоры Библии. Дескать, это хороший памятник литературы, но... как СБОРНИК легенд и мифов Передней Азии, записанный в разное время (!) разными авторами и просто однажды кем-то собранный под одной обложкой. Там и скрупулезные записи мифов, и свод законов, и образцы поэзии и даже первые попытки написать художественное произведение, не говоря уже о местном варианте "Повести временных лет", сиречь, летопись, но составленная "постфактум".
А "Повесть об Иосифе Прекрасном" (и его братьях) там подавалась как раз как нормальная такая художественная повесть. Сиречь, беллетристика. Мол, там есть все признаки - и связный сюжет, и характеры персонажей, и мораль, и все такое прочее. Повесть или роман, короче говоря, а вовсе не нечто религиозно-мистическое.
Томас Манн, как мне кажется, попытался это упущение исправить. Он не просто практически переписал повесть, сделав из нее полноценный роман-эпопею. Он еще и добавил мистико-религиозные и морально-философские рассуждения, проводя параллели двух мессий - Иосифа Прекрасного и Иисуса Христа.
У того и другого были братья.
У того и другого родителям пришлось срочно бежать, спасаясь от преследования.
У того и другого мать рожала в неподходящих для этого условиях.
Того и другого предавали и практически продавали близкие люди (Иосифа вообще сперва хотели братья продать за тридцать серебренников, но сторговались за двадцатку). И обоих на прощание целовал Иуда...
По-моему, параллели более, чем прозрачные. А если покопаться, разбирая отдельные моменты, там еще можно "нарыть".
Но мы по ряду причин заниматься этим не будем. Ибо тогда пришлось бы писать много, порой неясно и запутанно. А тетралогия Томаса Манна и сама по себе весьма объемистое произведение, чтобы и отзыв тем же грешил. Автор, кроме скрупулезного следования сюжету (и к тому же еще и подробно расписывая юность его отца с предысторией и отрывками из биографии его деда вплоть до прадеда Авраама), еще и порой так увлекается описаниями и вниманием к мельчайшим деталям... ну, вот как если бы Лев Толстой в своем описании дуба (которое некоторыми не шибко умными, но считающими себя шутниками людьми выдается за шедевр "многоводия") не только описывал сам дуб, но и начинал подробно перечислять, какие у него там дупла, есть ли корявые сучья, сколько на нем гнезд и какие деревья и кустарники растут поблизости, а заодно "проехался" бы по коляске, в которой ехал князь Андрей, упомянул бы масть лошадей, фасон кафтана и цвет бороды кучера (и что в бороде его застряли листья капусты, которой его накануне потчевала кухарка Мария...), не преминув на обратном пути отметить поющих на ветвях птиц и стоимость одного кубометра древесины, которую мог бы выручить от продажи рощи ее владелец. Не устали еще читать это длинное предложение? А тетралогия ВСЯ написана вот так. Четыре тома многоводия, изобилующего подробностями, рассуждениями, отступлениями и описаниями. Порой хотелось бросить. Да, последние несколько десятков страниц (описание подробных похорон Иакова) лично мне показались... ну, не то, чтобы лишними, но дочитывать было откровенно скучно.
Книгу рекомендую, тем не менее. И как воспитание силы воли (слабО?), и для ознакомления с древней историей, поскольку мне лично после этого захотелось почитать кое-что по истории Древнего Египта. И фараона Эхнатона в особенности. Ну и - да, немного полистать Библию. Для сравнения.

Комментарии


Галина, грустно было читать Ваш отзыв. И не потому что он какой-то плохой, нет. А из-за того, что Вы пришли в Церковь, походили-походили и вам стало... скучно. Для меня это как-то дико. То есть, как это? Столкнуться с Истиной, с Богом, признать их и поклониться им.... А потом отбросить, как какую-то приевшеюся культурную практику. Типа, увлекся театром, потом надоело.
Пишу это не с целью Вас обидеть или пожурить. Просто больно, что, видимо, ваша встреча с Богом не состоялась. Потому что вера - это не когда постишься по календарю и раз в неделю ходишь батюшку послушать.
Что касается Ветхого завета - да, это история мутная. И теологи спорят о том, как его воспринимать. И буквальная (фундаменталистская) позиция прочтения его (то есть как написано, то в точь-в-точь и было, отбрасывая аллегоричность и прочее) - это лишь одна из позиций. И мало того, что не единственная, так ещё и не самая общепринятая.
Если вам интересно моё мнение, как верующего человека, то чем древнее книга Библии, тем более она аллегоричная, мифологична. А чем ближе к нам - наоборот. Почитайте, например, книги пророков - это суть прямая речь реальных людей, столкнувшихся с Господом. А Новый завет... Через него понятен весь Ветхий. Более того, никому бы не советовал приступать к чтению Ветхого завета перед тем, как глубоко не прочитан и не понят Новый. Почти наверняка это будет не только не полезно, но и вредно.
Евангелие - это сердце христианства.
Могу лишь посоветовать Вам ознакомиться с ним, желательно с хорошими комментариями. И почитать литературу не о Боге или Библии, а тексты людей, которые в своей жизни реально переживали встречу с Господом и жизни в его правде. Не обязательно пророков =-). Такие люди были и совсем рядом с нами, в 20 веке, скажем.
И ещё попробовать найти в приход, где служители живут тем, что говорят.
Извините за гигантский текст, полный советов, которых Вы не просили. В некотором роде, это крик души.