Больше рецензий

Mirax

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

19 марта 2014 г. 10:44

121

3

Сказать, что это было трудно и странно - это сказать очень мало. Несколько раз я порывалась отложить этот роман в долгий ящик (к "Улиссу", ага), но потом отговаривала себя - ведь это же Умберто Эко, которого я люблю и уважаю, да и знала ведь, во что ввязывалась, когда начинала это читать! Но даже его "Маятник Фуко" (вот уж не думала, что скажу это!) был проще. Здесь же совсем мало сюжета и очень много философских рассуждений о Земле и Солнце и Галилее, вертевшем их друг вокруг друга, о пространстве и пустоте, о Боге и Ничто, о временных парадоксах, широтах, долготах и меридианах, и еще о многом, что я даже отдаленно не поняла)).
Сюжет, а точнее, его призрак, тоже не из простых и передает привет фильму "Начало": автор рассказывает нам о приключениях героя, Роберта, которые якобы читает из его дневника (и периодически обсуждает записи и слог Роберта с читателем - "Ну надо же было так сказануть!" или "Право слово, так и пишет!"). В это же время сам Роберт пишет собственный роман о своем злом двойнике, который выдает себя за Роберта и крадет его возлюбленную. Неслабо, да?) Периодически путаешься в этих двойниках и их романах.
Все усугубляется огромным количеством интертекста, преимущественно писателей 15 века, которых, конечно, вряд ли кто-то знает, поэтому большинство отсылок и скрытых цитат остаются непонятыми.
Зачем тогда я вообще это читала? Потому что текст настолько высокоинтеллектуален, что, хоть и периодически унижает читателя, заставляя его чувствовать себя тупым, но в то же время оставляет приятное впечатление вдумчивого читателя, который хоть и не понимает всех рассуждений, но искренне старается и от этого чувствует себя немного грамотнее. Собственно, за это чувство я и люблю Умберто Эко и его загадочные и перенасыщенные мудростью произведения.