Больше рецензий

Cuore

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

20 июня 2023 г. 23:01

206

3.5 happy nation

Мало кто знает не самую популярную чешскую сказку про соль: было у короля три дочери, и было королю одним прекрасным вечером, как и всем королям положено, ужасно скучно, и спросил он у трех своих дочерей – как сильно они его любят? Первая сказала какую-то банальность, мол, до Луны и обратно, вторая была не лучше – ну вроде, как горы золота, а третья сказала, что отец все равно что соль, такова ее любовь. Ну надо же, какая оригинальная, подумали все при дворе, а король, что бы вы думали, рассердился, ногой топнул и выгнал дочь с криками «да не дочь ты мне» на улицу, в дождь, ночь, прочь, и сказал -  «не возвращайся».

Потом по сюжету в королевстве пропала соль, все очень плакали и страдали, потом король все осознал, и жили они долго и счастливо, как и во всех сказках положено. С солью.

Я обожаю эту сказку, и надеюсь, вы теперь тоже – уловили момент страдания героев без соли? В принципе, соль можно было бы заменить на любой ингредиент из этой книжки Майкла Мосса: ведь отсутствие сахара или жиров тоже могли свести бы с ума целую нацию. Представляете, если бы три дочери сказали папе – первая что любит его как соль, вторая как сахар, а третья – как жир? Король бы знатно обалдел, но какие ваши возражения против таких признаний – без перечисленных трёх пунктов люди будут страдать, плакать несолеными слезами, худеть и есть один сельдерей. Звучит прекрасно, но пресновато (потому что к сельдерею бы немного соли), согласитесь, такая себе картина будущего.

Словом, король из сказки не самый дальновидный товарищ.

Книга «Соль, сахар и жир» вышла в феврале 2013 года, ее написал журналист Майкл Мосс, помешанный не столько на здоровом образе жизни, сколько на идее того, что корпорации поработили мир посредством пищи. Перед выходом книги у Майкла в «Нью Йорк Мэгэзин» вышла огромная промостатья, которая по сути является прологом к этой книжке – там он рассуждает о том, как главы крупнейших промышленных компаний США отнеслись к проблеме ожирения общества (спойлер: почти всем было плевать), про поиски производителей «точки блаженства» потребителя и про маркетинг, который заставляет нас наравне с составом продукта покупать и покупать.

Мосс одержим темой, и, собственно, в свое время доисследовался до того, что в 2010 году получил, внимание, Пулитцеровскую премию за репортаж о мясной промышленности США. Статья за 2013 год набрала почти полторы тысячи комментариев, где люди делились размышлениями, почему они «потолстели» (один я даже запишу, так он меня тронул - там парень описывает свое детство в шестидесятых и долго перечисляет, что они ели и где работали родители, но виновата не то чтобы еда: «..мы смотрели телевизор, и мама приносила нам на закуску сардины и крекеры, вареные яйца, или арахисовое масло... Что привело к росту ожирения, так это то, что в семье появилось два автомобиля, а затем начался бум гаджетов электронного века...какой ребенок в наши дни играет на улице, пока не включатся фонари?»). И правда - дети вообще отлипают от гаджетов, и не просят ли чипсы к ужину?

Моссу также писали доктора, нейробиологи, ученые –о том, что их волнует то же самое, и о том, что быстрая еда, «точка удовольствия», сахар, жиры и соль – это всё точно такие же зависимости, как и наркотические средства. В голове есть специальный участок, который отвечает за удовольствие – и реакции на перечисленные средства в нем происходят одинаковые. Почти что это означает: если вы едите сахар или, скажем, выпиваете алкоголь, этому удивительному участку мозга одинаково неплохо.

Тема, которой так увлечён Мосс, для США (конечно, не только для США, но все-таки особенно США) больная. Галопом что было интересного до или после: в 2001 году вышла знаменитая книжка «Нация фастфуда» Эрика Шлоссера, в 2006 году на экраны вышел фильм Ричарда Линклейтера по мотивам этой книжки, правда из документальной истории он превратился в черную сатирическую комедию – если обобщить, то он был о том, насколько производителям бургеров плевать на то, что содержится в их продукции, ведь она отлично продается. Критики назвали этот фильм «разоблачением культуры нездоровой пищи» (Rolling Stone) и «критикой Америки» (New York Times). В фильме показывали не только фермы, где производители берут мясо, но и провели параллели с тем, кто на них работает и почему. Почему вообще людям может быть всё равно? (спойлер: классовая разница и бедность). В 2008-м вышел не менее популярный «Food, Inc.» того же Шлоссера – фильм про агробизнес Соединенных Штатов, ну и дальше фильмы, книжки и статьи на тему ожирения, корпораций и зависимостей от еды выходили ежегодно – вряд ли какая-либо другая страна в мире была и есть так продуктивна и обеспокоена ситуацией со здоровьем нации, как Америка (между тем я, в попытках отыскать что-нибудь на русском языке на эту тему, терплю фиаско).

Вопрос, конечно, в том, насколько все взаимосвязано – корпорации хотят продать вам быстрое удовольствие, чипсы Читос таят на языке, и долгие годы разработок гениальных команд привели к тому, что когда вы едите этот продукт, и он тают на языке, мозгу кажется, что эта еда не калорийна (ведь ее как будто и нет, она растаяла!). Мы должны ощущать хруст и соль, жиры – чтобы всё это быстрее попало в мозг и мы получили удовольствие. Над тем, чтобы придумать вкус необычной кока-колы, работают химики и маркетологи – чтобы мы удивлялись новым вкусам, и чтобы это было сладко в той степени, чтобы человек жить не мог без этой добавки. Хуже того – ясно, что производители не такие дураки, они все про вас давно поняли. Люди, которые посмотрели фильм условного Шлоссера и решили больше не пить кока-колу, простаки, не тут-то было! Пищевой гигант Kraft придумал для вас полуфабрикаты, которые очень легко и удобно разогреть на завтрак, обед или ужин. Там тоже есть убойные дозы всего на свете –и вы, дорогие родители, о чем времени мы заботимся, купите это и будете покупать это долгие годы. Потому что это удобно и быстро, а еще куда дешевле куска мяса с грязной фермы, и уж точно дешевле овощной корзины (видели, сколько стоит болгарский перец?).

Хуже того.

Самая соль тут в том, что все это – буквально заговор правительства, и сейчас вы удивитесь такому повороту событий (ладно-ладно, я так, конечно, о вас не думаю, но попытка-не пытка). Итак – ожирение нации дело рук правительства потому, что правительство само одобряет и поддерживает корпорации, которые поддерживают государство, потому что они, корпорации, приносят много денег, а потому это змея, которая ест свой хвост (что тоже, разумеется, очень нездоровая пища).

К примеру, Мосс рассказывает потрясающую историю о сыре (тут есть микро-мультик на ту же тему) – США в свое время очень поддерживало фермеров и выделяло этим фермерам субсидии, что привело к тому, что молочки и особенно сыра в США стало просто завались. История про сыр важна, потому что сыр это главный по количеству жиров продукт в Америке – как можно понять, его добавляют везде и всюду (как потратить эту чертову гору сыра?), в год это примерно 60 000 калорий, после сыра в этом рейтинге жиров плетутся мясо и сладости. Против сыра Мосс выступает как-то особенно усердно (возможно, и не зря), за что его раскритиковали читатели и некоторые исследователи – мягко говоря, любителей сыра в мире слишком много, да и американских сырных проблем по миру особенно не наблюдается. Колумнист the Guardian писал, что Мосс так накинулся на сыр, что это просто смешно, на что и сам получил ответы читателей в духе «сыр – вредный и искусственный продукт, или ты где-то видел сырные деревья?». Перегибал ли Мосс палку, когда в одной из глав наставлял: «Поэтому, возможно, стоит думать о супермаркете как о поле боя, заминированном и опасном для жизни»? Да, это вызывает эмоции – господи, еще один городской сумасшедший, - но, с другой стороны, так ли он не прав?

Не удивительно, что сахар, соль и жир – волшебные три кита, тройка, мчащаяся вдаль загадочного будущего человечества (в какой-то из статей встретилось потрясающее определение - пищевой Мефистофель). Убрав эти три ингредиента, вы не получите ничего, точнее говоря – вы не получите вкуса. Сахар назван метамфетамином, а жир – опиатом, соль клички не получила, но без соли, как известно, и короли плачут – невозможно представить ни одну пищевую корпорацию, которая не закупает соль в больших объемах. Мосс, недостаточно уделивший теме соли внимания, так же получал много писем о том, что по поводу соли и ее вреда он мало изучал вопрос. Тот же колумнист the Guardian сокрушался: какие ваши доказательства, что кто-то стал зависимым от соли, которую добавляют в еду?

Парень как будто из космоса, скажите?

Итак, что вам есть и что вам пить, решают крупные корпорации, чья задача – заставить покупать вас чаще и больше, подсадить на сахар и жиры с солью; они разрабатывают совершенно уникальные продукты, и каждый раз попадают в нужные места – для тех, кто хочет поддерживать видимость здорового образа жизни, они выдумывают линейки с якобы здоровым питанием. Меньше сахара, пишут они, но добавят больше жира, меньше жира – и насыплют три мешка сахара, напишут, что йогурт из сока, хотя угадайте, чего там будет меньше всего. Они буквально ХОТЯТ, чтобы вы купили их продукт –и вы (мы) на самом деле сделаем это, потому что известна народная мудрость о том,что здоровое питание действительно самое дорогое и трудозатратное. Дети будут хотеть сладкого, взрослые будут хотеть получить свою дозу в мозг,  производители– свою прибыль («В результате Nestlе так разбогатела, что ученый Стивен Уизерли, когда-то работавший на компанию, сказал мне: это не просто производитель питания, «это швейцарский банк, который выпускает еду»), государство – свою часть этого безглютенового пирога.

Забавно, что начиналась эта книга с собрания представителей корпораций, которые приехали обсудить проблемы ожирения и качества своих продуктов. Тот, кто действительно пошел на это, в последствии финансово рухнул, угадайте, остались ли они на «здоровом курсе» или нет, увидев свои годовые показатели? В финале книги, прочитав про все маркетинговые и химические уловки пищевых злодеев против человечества, эта встреча из пролога кажется если не смешной, то просто забавной – какая-то очень милая и едва ли не наивная инициатива некоторых неравнодушных представителей холдингов, которые не сильно долго по итогу там работали. Кажется, что не мы решаем, что и как нам есть, хотя нам так кажется.

Забавно и другое: Мосс заканчивает свою книгу именно этим утверждением: «Пусть на их стороне соль, сахар и жир, но выбор все равно за нами. Мы решаем, что купить. Мы решаем, сколько съесть».

Парень будто из космоса, скажите?

Но ладно, это я зря - давайте вспомним о Майкле Моссе во время ближайшего похода в магазин - он проделал огромную и увлекательную работу.

Мы, конечно, должны пытаться.




Дополнительное задание для «Долгой прогулки»

Плейлист для книги:


1. RHCP – californication за строчку «Destruction leads to a very rough road...»

2. Nirvana – Smells like teen spirit за дух бунтарства и строчку «Here we are now, entertain us»

3. Marilyn Manson - EAT ME, DRINK ME за тему про еду, но там, конечно, не то чтобы про еду

4. Roxette – «Milk And Toast And Honey» за то, что там верят в то, что хорошая еда улучшает настроение. Ну и любовь, конечно, но лучше, конечно, тосты.

5. нетленка. Ace of Base- Happy Nation. That no man's fit to rule the world alone (но есть корпорации..).