Больше рецензий

20 июня 2023 г. 21:23

621

1 E***тым нет покоя (c)

про что: москвич покинул привычную среду обитания и поплатился!
Литература начала нулевых вызывает определенные стереотипы. "Наверняка там будет дешевый пафосный стиль, токсичный маскулизм и главные герои, живущие исключительно в Москве!" Да, будет. В этом романе будет дешевый пафосный стиль, токсичный маскулизм и главные герои, отправляющиеся в "замкадье" только на смерть или ужасно страдать. Сейчас, в 2023 г., читать такое можно только в виде пытки.
Сюжета очень негусто. Примерно на рассказ. Главный герой Рогов в 90-е решил разыскать своего деда Скалдина, пропавшего в 37-м. Он бегает по "замкадью" и светит зеркальцем по кустам. Есть ещё Рэмбо из флэшбеков Заславский, который светит зеркальцем в лица врагов по подворотням, но назначение его в сюжете как-то осталось немного неясным. Третий персонаж упоминаемый, Бабель, запихан чисто ради объема. (Поэтому куда светил он зеркальцем, я не помню.)
80% текста - бессмысленный поток пафосных словес, который кому-то, наверное, доставляет удовольствие, просто не всем дано понять, как именно и под чем конкретно.

спойлер
Такого плана:
Перед ним была людская масса, отринувшая все людское, живущая темным и необоримым инстинктом выживания, целесообразности и равновесия; он был мыслящей щепкой, носимой по этому морю, но слезы страха и восторга мешали ему видеть истину. Истина заключалась в том, что страна, полагавшая высшей добродетелью приспособление и цепкость, была обречена пожирать самое себя, с болью и мукой вновь рождая человека. И как мертвеет литература, перенимая каменное монументальное величие нового ампира, так мертвеет жизнь, когда общество распространяет на себя критерии дочеловеческого тварного мира, в котором нет совести и сознания, хотя есть дикая мощь и подлинное величие.

Подобное чтение ассоциируется с конвейером - когда пишущий гонит на бумагу всё, что в голову взбредет, не осмысливая или перечитывая результат. Тут даже без разницы, пишет автор с обложки или литературные афроамериканцы, качество текста в результате будет всё равно низкое.
И мир, в котором она со Скалдиным жила, в котором он катал ее в лодке по Москве-реке, угощал шоколадом и рассказывал о великих планах по преобразованию почв, — предполагал и изнанку, страшный черный подвал, куда время от времени по случайному, но безошибочному выбору сволакивали всех этих только что веселившихся, а теперь навеки выселившихся людей...

Изнанка - страшный подвал, выселились ОТКУДА и КУДА? Чувствуются, конечно, попытки изобрести глубокомысленную фразу с рифмой, но как можно только что веселиться, если тебя куда-то волокут? В соседний подвал их сволакивали с вечеринки что ли? Вроде про ужасы 37-го года речь?
Телефон Кретова был записан в телефонной книжке отцовским крупным и тоже как бы просящим почерком.

Как почерк может быть "просящим"?
И далее в том же духе. Страшное косноязычие и язык, напоминающий русский.
Стиль написания - такой архаический с претензией, когда предложения начинаются на союз "а", и непременно вселенская тоска и духless бренность бытия. (Он был популярен в нулевых, кажется.)
Однако с элементами любовного романтизма!
Он продолжал говорить, но глаз с меня уже не сводил — у него были черные пронзительные глаза, огромные, я по ним-то и увидел при первом знакомстве, что он не жилец.

Черные пронзительные глаза, накаченный торс и развевающиеся волосы по которым герой, аки как на кофейной гуще, что-то нагадал уже. И такое будет не раз. Герои угадывают "каким-то образом", чувствуют и прочее обычное для любовного романа.
Отсутствие вычитки бросается в глаза на первой же странице:
Жизнь — а точнее, смерть — спас ему как раз Скалдин: огромного роста, сильный, редко в чем сомневающийся, он пришел на квартиру к учителю и застал его в прискорбном состоянии. Не смевшая возразить семья жалась по углам: старик был крут. Врач «скорой» настаивал на госпитализации, но семидесятилетний академик прогнал его. О больнице он не желал слышать. Его отец, дед, прадед — все померли дома и не снисходили до того, чтобы обманывать судьбу. Скалдин недолго думая вызвал карету «скорой помощи», подхватил слабо отбивавшегося академика на руки (если б не уважение к основателю школы, он бы вовсе перекинул его через плечо) и так снес в машину.

То Михайлов "был крут" настолько, что расшугал домашних и прогнал врача "скорой", то в том же абзаце Скалдин уносит его "слабо отбивающегося", вызвав ему ещё одну "скорую". (Одной мало что ли?) Так он был крут или слаб, что-то не пойму?
У жены Скалдина, Марины есть "старуха-мать", хотя Марине 20 лет. Как может у старухи быть 20-летняя дочь, особенно в СССР, когда рожали с 18, а к 25 годам становились "старородками"? (Сама Марина родила в 18.)
Сцена геройского раскидывания Заславским пятерых (или шестерых?) хулиганов на темной улице заслуживает отдельного внимания.
У стоящего перед ним парня был нож, Заславский не видел ножа, но чувствовал его.

М? А какие были глаза у хулигана и развивались ли его волосы?
Серьезно, ПОЧУВСТВОВАЛ НОЖ?
Действие происходит после войны, в Марьиной Роще. Темно и он "едва различал темные двухэтажные дома", но тут!
Долго торчать тут, однако, тоже не следовало. Через минуту нагрянут люди — подмога или милиция. Разумеется, в темноте его толком не разглядели, но запомнили хорошо — парусиновый пиджак, например, от которого, впрочем, мало что осталось...

Через минуту нагрянет милиция, ОТКУДА? Тут же темно и никого больше нет!
В темноте его толком не разглядели, но запомнили хорошо, это как? Как можно НЕ РАЗГЛЯДЕТЬ, но ЗАПОМНИТЬ ХОРОШО? И главное, КТО, если на улице никого не было?
Давайте по героям, тут быстро.
Герой главный Рогов - максимально неинтересный и неживой. Сильный и независимый. Гуманитарий! В 20 с небольшим уже познал бренность жизни. Лишен эмоциональных привязанностей и слабостей. Друзей и отношений нет, хотя герой, конечно же, очень популярен у женщин. Живет с мамой. (Что поделать, бытовая самостоятельность в список силы и независимости в нулевых не входила.) Короче, идеальный образ мужчины в представлении инцела. Мотивация его поисков проговаривается только в конце книги и заключается в том, что "Рогов искал, чтобы разобраться в себе". (Это не шутка, это цитата.) Заславский, который из флэшбека, это примерно то же самое, только Чак Норрис. Полноценных женских персонажей нет, "бессовестные лживые женщины" присутствуют в виде фона или наспех придуманной мотивации, но это никого не должно удивлять. (На те же грабли наступали писатели прошлого века, культяпо прикручивая "любовь" к инфузориям-туфелькам в кач-ве мотивации главгеря. Удивительно, столько времени прошло, а грабли никуда не делись.) Всё про героев.
Финал легко угадывается уже спустя треть текста. ("Что за бред сумасшедшего я читаю?") Есть один, нет, даже два годных вотэтоповорота, нельзя не отметить. Финал достойный, в том смысле, что ничего иного главгерою и желать нельзя.
Читать настолько неинтересно, что пришлось обратиться к аудиоверсии. Зря. Чтение в исполнении автора (Быкова) - это ещё более изощренная пытка. И дело не в том, что у чтеца неприятный голос и не самая внятная дикция, а то в том, что местами он начинает захлёбываться от пафоса или неистово орать, "отыгрывая" блатных, юродивых или быдло. Ор иногда настолько непереносим, что приходилось перематывать.)
свернуть

Итого. Графомань для пытки врагов. Если вы кого-то тайно ненавидите, то посоветуйте ему прочитать эту книгу. Или послушать.

Доп.задание для "Долгой прогулки"
Плейлист для книги:
1. Муслим Магомаев - Лучший город Земли
2. «Руки вверх» — 18 мне уже
3. t.A.T.u. - Нас Не Догонят
4. Ленинград — Геленджик
5. Верка Сердючка - Все будет хорошо

Долгая прогулка, основное задание июня

Комментарии


О, этот стиль трагического томления, заламывания рук за уши, побивания себя полотенцем по толстым бокам и разрывание дежурной (уже с надрезами) рубахи... Такое, наверное, пишут обычно в трансе, чтобы держать ритм и не отвлекаться на логику и слова невпопад.

Разделяю Ваше недоумение: кто такое сейчас добровольно  и с удовольствием читает?!


Ну я в своё время в восторге был.
Тема-то серьёзная поднята. Зачем был весь этот ужас?