Больше рецензий
20 июня 2023 г. 20:49
6K
5 Старый Дон Кихот
Рецензия— Просто человек, — ответил дед. — Разве этого мало?
Каждый год 31 декабря мы с ребенком читаем книги Альберта Лиханова, можно сказать, это стало некой традицией. И каждый раз творчество этого замечательного писателя сильно меня трогает, его светлые, но в то же время грустные, даже драматические произведения оставляют яркое впечатление. Мне кажется, что сам писатель из той, ушедшей в прошлое породы Дон Кихотов, которые старались пробудить в юных читателях лучшее, очередной раз напомнить им о человечности, любви к людям, порядочности, чести, долге и прочих «высокопарных» качествах, о которых сейчас как-то даже неловко говорить, опасаясь скатиться к банальности. Возможно, эту книгу кто-то сочтет морализаторской, ведь тут жизненные уроки от дедушки поданы весьма в лоб и мало иносказаний, а герои достаточно близки к идеалам и даже их ошибки выглядят лишь как пример самокопания, работы над собой и преодоления своих слабостей. Но все же писательский стиль столь трогательный, что даже весьма «заезженные» истины звучат искренне и уместно для детской литературы, от который ожидаешь воспитательного эффекта, а не только развлекательного.
Я запутался вконец, что там и говорить, мне было плохо и тошно от скользкой, противной лжи, в которой я барахтался, но вот мне стало ещё хуже — а я словно прозрел и как бы сразу поправился после тяжёлой болезни. Действительно, жизнь полна противоречий…
Весь день дедушкины слова жгли меня, будто раскалённое клеймо. Он говорил на складе во множественном числе: вы, вам. Но мне было ясно — говорил он это только мне. Значит, я стыжусь дедушку. Стыжусь того, что он кладовщик. Стыжусь его вида — в телогрейке, треухе, валенках, а не в генеральской шинели с золотым шитьём. Я потерял совесть, проще говоря. Мне, оказывается, важен не дедушка, не человек, не его жизнь и характер, а его оболочка, вот. Блестящая оболочка с генеральскими погонами. Докатился, нечего сказать. А начал с того, что воспользовался его славой. Захотел быть командиром, как он. Подумал, что генеральское сияние и надо мной светится.
Жгла меня моя жизнь. И эти последние дедушкины слова, как клеймо. Чистоплюй. Мягко ещё сказано.Подумай!
— Ну, мог бы я им сказать: выметайтесь?
— Подумай!
— Чего ещё думать?
— Всё-таки подумай. Думать учись.
— Но я же вежливым должен быть.
— А про галстук? Когда этот Глеб про галстук сказал, ты почему промолчал? Знаешь, это как называется? Соглашательство! Ты хоть и не снял галстук, а с Глебом согласился, ясно? Потому что не ответил ему как следует. Промолчал. Примирился.
Я от деда отодвинулся. Стал в иллюминатор смотреть. Чтобы он не увидел, как в глазах слёзы задрожали. Сказанул называется! Соглашательство! Ещё чего!
— Вот видишь, — сказал дед, — я тебе правду сказал, а ты обиделся. На правду многие обижаются. На ложь не обижаются. За ложь — спасибо говорят. А правду простить не могут. — Тебе досадно? — спрашивает дед.
Я киваю головой: ещё как.
— Хорошо! — шепчет он.
— Чего тут хорошего?
— Это значит, недоволен собой. А когда человек недоволен собой, это прекрасно. Хуже нет, если он собой доволен. Пиши пропало. Нет человека. Хоть он и есть, а его нет. Умер, пусть даже живой. Человек должен быть недоволен собой. А если ошибся, должен досадовать. Когда он досадует, он ошибку понимает. Досада — это урок.
— А у тебя бывает досада? — спросил я.
Дед замолчал. Я думал, он задремал, мне же из-под руки его лица не видно. Я ворохнулся. Дедушка вздохнул. Значит, не спит.
— Бывает? — повторил я.
— Помнишь телеграммщика? — спросил дед.
— Того забулдыгу? — удивился я.
— Забулдыгу, — вздохнул дед. — Это он теперь забулдыга, а ведь был майор. Вот я и думаю, как же так вышло?
— Чего тут расстраиваться? — опять удивился я. — Досадовать надо на себя, ты говорил. Когда сам ошибся. А тут ошибается другой человек.
— Верно говоришь. Но ведь не бывает же так сразу: сначала — хороший и вдруг — плохой. Давай поразмышляем.
... — Брось ты! Не досадуй! Подумаешь, какой-то пьяница!Дед меня отодвигает. Смотрит пристально мне в глаза.
— Антошка! — восклицает он громко. — Не говори таких страшных слов! Надо о любом человеке думать, понимаешь! О любом! Потому что он — человек!
Дед разглядывает меня пронзительно. Удивляется, как я мог такое сказать. А чего особенного я сказал? Подумаешь, пьяница! Да с пьяницами бороться надо! У нас возле милиции про пьяниц выставка даже есть. «За ушко да на солнышко» называется.
Дед хмурится.
— Не смей, я тебе просто приказываю: никогда не смей! Не смей думать о людях равнодушно! Люби, спорь, наконец, ненавидь! Но не будь равнодушным! У каждого несчастья есть причина. И её надо отыскивать. Надо размышлять. Надо помогать людям, чем можешь. Но никогда не закрывай глаза. Не маши рукой, не считай, что есть зряшные люди. А самое главное — не будь равнодушным. Запомни это! И помни всю жизнь!
В этом небольшом произведении поднято очень много различных вопросов и тем, так что повествование получилось весьма насыщенным. Тут уютно нарисованы семейные отношения: родители, которые любят друг друга, хоть иногда и ссорятся из-за работы, отсутствия отпусков у отца семейства, из-за необходимости жить вдали от крупных городов, ведь папа работает на строительстве электростанций. Приехавшего дедушку в этой семье считают своим, близким и родным человеком, стараются обеспечить ему «достойную старость» и отдых на пенсии. Очень приятно читать о дружбе внука и деда, эта линия тут одна из ведущих, хотя не все было у них гладко с первой же встречи.
Я стоял, прижавшись к деду.
Потом услышал, как его обнял ещё кто-то. И ещё.
Посмотрел я, это папа положил дедушке голову на плечо. Мама взяла деда под руку.
Мы стояли маленькой тесной кучкой, прижавшись к дедушке, и он сказал хриплым голосом:
— Какая тесная у нас семья…
— Тесная! — сказал папа.
— И очень дружная! — сказала мама.
В первой части писатель рассматривает тему хвастовства чужими успехами, то, как пользуясь славой и положением своих родных, некоторые дети начинают присваивать себе достижения, к которым сами не имеют никакого отношения. Главный герой «зазвездился», хотя, на мой взгляд, во многом вина за это лежит на окружающих людях, которые рады «выразить почтение», отчего-то начинают льстить и выделять мальчика ( интересно, в наше время генералы являются столь же уважаемыми личностями, чье появление на улице производит фурор? Хотя современные реалии скорее требуют дедушку-олигарха или представителя шоу-бизнеса) Эта часть чем-то напомнила мне момент из Гарри Поттера, когда Рон не мог спокойно выносить славу своего друга, тут тоже отношения приятелей были поставлены под угрозу и интересно обдумать, так ли должны вести себя хорошие друзья?
Однажды я проходил по коридору, а Кешка и Алька стояли у батареи. И когда я прошёл мимо них, то услышал вдруг Кешкины слова. Слова были обидные, и сказал их Кешка обидно, с иронией. Он сказал:
— Без лампасов, а вылитый генерал!
Это слово — «генерал» — он произнёс с ударением, как бы с большой буквы.
Я словно споткнулся.
Я обернулся, ещё не веря своим ушам, не веря, что Кешка, мой друг Кешка способен на такое предательство.
Я глядел на Кешку, чувствовал, как горят мои уши, и видел его взгляд — пустой, будто он и не видит меня, а смотрит сквозь стекло, куда-то вдаль.
Кешка презрительно смотрел сквозь меня, и я готов был провалиться: Алька усмехнулась.
Ясное дело — она усмехнулась над Кешкиными словами и моей новой кличкой.
Вторая важная тема, которые занимает особое место в книге, это армия, военные, их служение Родине, их обязанности и долг. Автор призывает помнить, что командовать людьми нелегко, что это огромная ответственность, а не только награды. Эта часть для меня была самой проходной, тут много патриотизма, который вызывает у меня неоднозначное впечатление, хотя Лиханов и постарался оживить «плакатные истины»
— Работы у генералов невпроворот. Это ведь кажется, что войны нет. Где-нибудь она да и есть. Воюют другие, понимаешь-ка, а нас разве это не касается? Вот если станут бить при тебе маленького да слабого, разве ты в стороне стоять станешь?
Я головой мотнул. Конечно, нет.
— А тебе страшно на войне было?
— Было. Только солдату на войне страшней, чем командиру. Командир командует, он на наблюдательном пункте или в штабе, а солдат — под пули идёт. Так что командир обязан на войне бояться. Не за себя. За солдат, которые по его приказу воюют.
— А хорошо генералом быть? — спросил я.
Дед на меня покосился. Помолчал, подумал.
— Конечно, идёшь по улице, звёзды блестят, вроде приятно. Солдатики тебя приветствуют, прохожие оборачиваются. Но это всё ерунда. От этого даже устаёшь.
— Как ты говоришь! — сказал я. — Будто ничего в этом особенного нет — генералом быть.
— Особенное есть, — ответил он серьёзно. — Это ответственность. Ты вот только за себя отвечаешь, за свои отметки, за своё поведение. А командир отвечает за людей, за их выучку, за их умение воевать. И за то, чтобы они были сыты. Чтобы были обуты. Чтобы настроение у них было хорошее. За всё и за всех отвечает. А это нелегко и непросто.— Не пужайся! — сказал телеграммщик. — Чего такой пужливый? Небось на войне не был? Небось в тылу отсиделся!
Я думал, после этих слов дедушка на него закричит. Выгонит из прихожей. Но он промолчал. А пьяный болтал.
— Зря отсиделся! — говорил он. —— На войне — хорошо! На войне я человек был, понимаешь? Все под козырёк берут! Что прикажешь, то и сделают! Если ошибся — никто не осудит. Не смеют. Вперёд — и всё!
Дед молчал.
— Нет, — крикнул телеграммщик, — ты не понимаешь! Война лучше! Вот бы сейчас войну! Я бы снова человеком был!
— Как у тебя язык поворачивается, — сказал дед, — такое говорить? Даже если пьяный.
— Ты чо, ты чо! — забормотал телеграммщик. — Думаешь, я Черчилль какой? Войны хочу?
— Давай-ка отсюда, герой! — насмешливо сказал дед. — А то вон внук мой тебя слушает! Подумает ещё, что ты действительно майор!
— Майор! — закричал пьяный.
— Если и был майор, так забудь про это. И никому не рассказывай. Армию не позорь. Своё прошлое.Кто такой — меня учить? Подполковник? Полковник? Генерал, может быть? Ха-ха-ха! Генерал! Плевал я на всех генералов!
— Просто человек, — ответил дед. — Разве этого мало?
Телеграммщик, ругаясь, ушёл. В прихожей послышался мамин голос:
— Надо было вызвать милицию.
— Разве поможет? — ответил дед. Голос у него был усталый, тяжёлый. — Разве поможет милиция, если человек честь потерял?Дед задумчиво разглядывал меня.
— Нет! — сказал он. — Всё-таки вы счастливые!
Он помолчал.
— О войне знаете только по книжкам. И понять не можете, что такое горе.
Дедушка придвинулся ко мне, положил ладонь на плечо.
— Пусть! — сказал неожиданно. — Да, пусть! Что в этом страшного? Ничего! Напротив, это прекрасно. Зачем вам знать! Зачем мы боимся такого незнания!
Третья часть - это некое прощание, чувствуется закат дедушкиной жизни, так что читатель понимает, к чему все идет.
Я слышу до сих пор собственный крик.
Он раздаётся вдруг среди ночи, я вскакиваю, мокрый от пота, шепчу:
— Дедушка! Дед!
Но никто не откликается.
И я плачу. Плачу навзрыд. Плачу до хрипа, до крика!
В комнату вбегает мама, гладит меня по плечам и говорит:
— Ну, Антошка! Антошка!
Она плачет сама.
Приходит папа.
Он обнимает нас изо всех сил, до боли и говорит срывающимся голосом:
— Ребята! Ребята, будьте мужчинами!
Нет, это невозможно! Это выше сил!
Я не могу, не могу, понимаете!
Я не могу быть мужчиной!
Есть некая тайна, которую дедушка обязан рассказать, решить важный моральный вопрос, который его мучает.
Помимо этого будет много различных будничных описаний жизни в небольшом сибирском поселке, например, зимний снегопад, который привел к чрезвычайной ситуации, или рассказ о работе главного санитарного врача (мамы главного героя), о том, какие правила придумывались, чтобы соблюдать чистоту в школе или как передвигаться малышам весной и осенью при отсутствии асфальтированных дорог.
Вон у нас в школе какая чистота. В посёлке грязюка — весной и осенью не проберёшься, но в классах чистота, потому что по маминому указанию возле школы сбили деревянные корытца и наш санпост никого в грязных сапогах не пустит. И мытьё в корытцах мама трёхступенчатое придумала. В первом — самую грязь отмывать надо, во втором — сапоги домываешь, а в третьем — начисто ополаскиваешь.
Будет уделено внимание и постройке электростанции, тому, как подготавливалась территория к затоплению, как вынуждены были переезжать жители деревень и как сложно было муравьям.
Ну ладно, шмели улетят, птицы тоже, а как ежи, например? Успеют? Или, допустим, муравьи?
Я читал, как муравьи лес очищают, как мертвеет без них тайга. Но они же крошки такие, от воды не успеют уйти! Погибнут…
Настроение у меня совсем портится. На привале я говорю отцу про Муравьёв.
— Сравни! — отвечает он мне. — Муравьишки и электричество! Один муравьишка только соломинку поднять может, а наша ГЭС! Какая у неё силища!
Я слушаю отца, и мне всё грустнее становится. Конечно! Разве может муравьишка с электростанцией соревноваться?
— Ты не думай, — говорит отец, — что мне муравьишек не жалко. Но что делать? Приходится идти на жертвы.
— А ты не иди! — раздаётся голос дедушки.
Я оборачиваюсь. Он стоит за моей спиной и сердито смотрит на отца.
— Вообще это не первый разговор у нас, — говорит он папе. — Мелочь — гвозди, доски, цемент. Мелочь — муравьи. Размашисто очень мыслишь, товарищ технократ.Мы переглядываемся понимающе.
— В общем, Антон, — говорит дедушка, — твой папа не прав, хотя он и взрослый.
Папа краснеет. Но дедушка не замечает этого.
— Муравьёв надо спасать, — продолжает он. — Взрослым дядям не до этого. Предложи отряду, — смотрит на меня, — составить карту муравейников в затопляемой зоне. А потом перенести их на новые места.
— Донкихотство это, — ворчит отец.Дедушка расстроился, его понять можно. Он за Муравьёв заступился, а по муравейникам тракторы ходят. И ничем не поможешь. Конечно, можно муравейники спасти. Перенести их на новое место. Но много ли? Тайгу уже рубят. Торопятся. До муравейников дела никому нет.
— Не огорчайся, — шепчу я дедушке.
Он обнимает меня, прижимает к себе.
Разглядывает моё лицо. Подмигивает невесело. Шепчет в ответ:
— Просто я старый Дон Кихот! Шабашников не победил, помнишь? Муравьёв не защитил! Много чего не сделал!Я заглядываю дедушке в глаза, мне его погладить хочется, сказать какие-нибудь слова. Но что слова значат? Нужно сделать то, что он не успел. «С шабашниками буду бороться, — решаю я. — Муравьёв спасу. Мало жалеть, надо делать, вот что».
Автор расскажет и о воровстве на стройке, ведь дедушка, как старый Дон Кихот, переживает за все несправедливости, творящиеся вокруг.
Подводя итог, это хорошая советская книга о правильных моральных ориентирах и о крепких семейных отношениях, так что рекомендую любителям такого жанра. Для тех, кто предпочитает аудиокниги, отмечу, что есть качественный многоголосый радиоспектакль, хоть он более сжат и туда не вошли некоторые моменты истории. Отдельно хочется упомянуть иллюстрации Юрия Валентиновича Иванова, большое удовольствие было изучать его рисунки.
—
Комментарии
Знаешь, Галя. Давно тебе хотел задать вопрос, откуда ты эти книги находишь.
Скорее они меня находят)) По разному бывает, лента друзей на ЛЛ или случайно зацепится глаз в какой-то публичной подборке, иногда слушаешь аудио и тебе на сайте предлагают похожее,а что-то я специально ищу под интересную мне тему. У меня большой виш -лист теперь, помимо 212 явных, ещё наверное книг 300 в подборках, на ту же военную тему я год "собираю" и их обычно очень много к маю набирается.
Спасибо за вопрос, Саша, мне кажется книголюбов хлебом не корми, дай порассуждать о том, как они свои сокровища находят:)) Или у тебя иначе?;)
У меня с этим проблем нет. Кроме одной Милена, но она явно не проблема. А наоборот даже. Тренер-Сержант-Муза.
Я поэтому и восторгаюсь тобой, ты отыскиваешь такие книги и читаешь. Найти я бы еще мог, а вот прочитать. Не то что бы мне не интересно, но все же не мой формат.
А без Милены и НФ, какие книги ты бы читал?
Читал бы фантастику и фэнтези.
Какая чудесная рецензия, Галя!
Это же этот, групповой нарциссизм. Вот о нём отличная статья!.. https://www.livelib.ru/work/1008027667-collective-narcissism-and-its-social-consequences-aleksandra-cichocka-agnieszka-golec-de-zavala-roy-eidelson-nuwan-jayawickreme
Эррм, поняла, что она на английском. Ну тогда Вики вот https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%93%D1%80%D1%83%D0%BF%D0%BF%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D0%B9_%D0%BD%D0%B0%D1%80%D1%86%D0%B8%D1%81%D1%81%D0%B8%D0%B7%D0%BC
Спасибо, Милена. Интересная статья и твоя рецензия
хм, мне кажется, что вся наша жизнь на этом построена) Верующие требуют уважения, многие любители поэзии/музыки/живописи тоже вряд ли простят пренебрежения к их кумирам) Вспоминается мысль Бердяева, что русским свойственен догматизм, некое "единоверие", когда кто не с нами, тот против нас
Насчёт книги, мне кажется тут иное.С одной стороны это мальчик, которых хвастается дедом -генералом, что вообще свойственно детям, ведь многие хвастаются деньгами родителей, тем образом жизни,который родители обеспечили, это стандартно для золотой молодежи, у которых есть что-то "крутое" доставшееся не собственным трудом, а по праву рождения.
А вот реакция окружающий скорее удивительна, думаешь у них коллективный нарциссизм, они каким-то образом хотели примазаться к знаменитому деду, поэтому стали мальчика обхаживать? Я не очень поняла,так как не могу представить себя на их месте, какой толк им дружить с внуком генерала,только если они надеялись в будущем на полезное знакомство,связи, протекцию, блат?
О, кстати, да, есть немного! Я об этом не думала, но да, так оно и есть. Может, это потому, что уважения к своей группе не так неловко требовать, как к самому себе как к личности? А уж уважения к кумирам совсем легко требовать – они общепризнанные авторитеты. Ну а раз он твой кумир, то и ты тоже немножко причастен.
Да, здесь, наверно, и выгоды, и немножко коллективного нарциссизма, возможно? Вроде как если со мной дружит достойный человек, то и я ого-го. Нет там такого? Может быть, только и выгода, конечно…
Изумительные иллюстрации. Настоящее такое детство, почти как мое было. Дома в лесу, огромные сугробы зимой, Господи, разве это так много - настоящие сугробы зимой? А ведь я их уже много лет таких не видела.....
В больших городах снега мало, но если выбраться на природу,в тот же лес, то можно найти снег красивый, но мне особо не с чем сравнивать, остаётся на картинках любоваться)
А в каком году написана работа?
1975, если верить интернету
Спасибо за рецензию, не знала о такой книге.
А я подобные приспособления только воображать могу,не видела)
Эх ты, городской житель:) Корыто, в нём палка с намотаной тряпкой. Точнее, два корыта с разной степенью загрязнённости. Одним ошмётки глины смываешь, а потом до блеска моешь во втором. И вуаля. На самом деле, не помню, где точно я это видела, то ли в школе, то ли на почте. И гораздо кстати экологичней, чем эти ваши бахилы.
С возрастом всё больше и больше люблю советские времена, воспитание тех людей, фильмы того времени и многое другое. Спасибо.
Да, свое особое очарование в литературе и кино было, смесь оптимизма и веры в свои силы, уважения к людям, верность и честь, по крайней мере именно это я отмечаю во многих советских книгах.
Ну сказка же! Дед-генерал, судя по цитатам, гораздо более сказочный персонаж, чем Дед Мороз:)
))) Ну, Дед Мороз - это самый настоящий и живой персонаж, которого каждый человек видел хотя бы в детстве. И он, конечно, совсем не сказочный, так как раздаёт реальные подарки. Разве Вы не знали этого, Андрей? )
Так я и говорю, что Дед Генерал более сказочный. То есть образ Деда Мороза более жизненный:)
И да и нет) С одной стороны это детская литература, там почти всегда сказка в той или иной степени) А с другой стороны, по мне это скорее утопия, некий идеал, хоть и не бесспорный. Я могу найти и негативные моменты в дедушке и его призывах, так что тут есть о чем подумать)
О, Дон Кихот у тебя в названии, Галя!) Сразу вспомнила название своей рецензии на "Стоунера" - "Дон Кихот, скачущий под голубым небом". Только у меня это была цитата из самой книги.)
А упомянутый Стоунер, конечно, не был лишён недостатков, что как раз делало его живее, ближе и понятнее читателю.
Когда человек или книжный герой выглядит каким-то забронзовевшим образцом для подражания, это кажется подозрительным и фальшивым. Ведь идеальных людей всё-таки не бывает, идеальными могут быть только маски.
Отличный завет оставил дедушка своему внуку. Фактически он призвал (правда, излишне назидательно и высокопарно, на мой взгляд) ребёнка к развитию эмпатии и способности любить. Ведь противоположностью любви является не ненависть, а именно равнодушие. Как писал Чехов в "Скучной истории", равнодушие – это паралич души, преждевременная смерть.
и у меня) вот
И дедушка не лишён недостатков, он первые 10 лет мальчика вообще не присутствовал в жизни внука, был слишком занят и не находил времени для сына и его для семьи.Ошибался и по службе, например, наказал подчинённого не разобравшись толком в причинах, да и многое другое в его методах воспитания спорно.
Понятное дело,что это детская книга, тут все проще, чёрное это чёрное,а белое белое, но как книга для детей мне такое нравится)
к сожалению, не каждому читателю, для меня он непонятный, неинтересный человек, хотя обсуждать книгу и героя любопытно.
ага, такой неидеальный дед, требует, почти приказывает) У него ещё мысль была,что нельзя быть собой довольным, что тоже вызывает у меня некое несогласие, ведь не в этом ли корни многих псих.проблем потом, люди себя не любят и вечно собой недовольны?
Хотя если человек всегда собой доволен это другая крайность
Мне кажется, что принципиальное значение имеет, какой именно аспект собственного Я здесь имеется в виду. Вот, например, ибсеновский Пер Гюнт перепутал противоположные аспекты (истинное Я (душу) и ложное Я (эго)), за что и поплатился. Там "Будь доволен собой" - это девиз троллей, а "Будь самим собой" - девиз людей. А разница между ними подобна, например, разнице между самолюбием и любовью к себе, то есть она заключается в разных аспектах своего Я.