Больше рецензий

19 июня 2023 г. 10:31

457

4 Господство и паранойя

До чего же сильно сейчас нуждаются русские люди в этой книге, которая буквально кричит о том, что у власти нельзя оставлять надолго любого человека. Иначе может произойти то, о чем так прямо, смело и открыто в своем эпилоге говорит лично Элиас Канетти:

"Постоянная угроза, которой он служит и которая, собственно, составляет самую суть системы, поворачивается в конечном счете против него самого. Угрожают ли ему на самом деле или нет, он постоянно ощущает опасность. Эта опасность исходит от его собственных людей, которым он всегда приказывает, которые всегда при нем и которых он прекрасно знает. Средство освободиться от этой угрозы, к которому он прибегает не без колебаний, но от которого никогда полностью не отказывается - это внезапный приказ о массовом убийстве. Он начинает войну и посылает своих людей убивать. Многих из них погибнут; он жалеть не будет".

Удивительно, как до сих пор этот философский трактат остался у нас в печати! Ведь по нынешним меркам он может быть приравнен к экстремистским материалам, способным повлечь за собой угрозу для нынешнего строя, ибо может спровоцировать, по мнению автора, "неправильные и опасные выводы". Эту работу нужно прочесть, потому что в книге австрийского писателя вся структура власти разложена на мельчайшие детали, что делает ее настолько обнаженной, что даже безнадежный слепец увидит очевидные вещи. Мы остро нуждаемся в подобных трудах, где автор старается раскрыть глаза каждому, кто заинтересовался коварной, изворотливой и злой личной господства одного человека над всеми, будто то король, император или вождь.

Стоит сказать, что это опасно для гражданина, ибо в основе власти всегда лежит приказ, который порой должен быть выполнен под страхом смерти. Иногда он бывает смертелен, то есть исполнитель точно отдаст Богу душу, но тем не менее ужас от последствий настолько велик, что человек уже не может мыслить критически. Мозг начинает паниковать, руки трястись, а ноги подкашиваться, и так происходит везде, всюду и со всеми. Трудно противостоять, когда тебе в лицо смотрит дуло автомата, либо над твоей головой вознесен острый как бритва меч, но тем не менее уже тысячелетия такая форма удержания власти работает на все сто, а то и двести процентов.

Канетти утверждает, что любой приказ имеет внутри себя жало, которое навечно остается в человеке. Груз острых и неприятных приказаний наполняет его душу, подчиняет ее себе, после чего не остается ничего другого, как начать приказывать другим, которые стоят ниже тебя по статусу. Это скверная и порочная система, которую автор выводит на чистую воду и всеобщее обозрение. Дескать, да, если ты будешь сопротивляться, то тут же получишь по шапке, но это все же лучше, чем быть безвольным, малодушным и молчаливым рабом, низведенным до состояния обычного орудия труда, которое можно смело выкинуть после того, как оно сломается. Да уж, "Масса и власть" наделена огромной силой восприятия, только вот немногим оно способно раскрыться.

Сквозь опус магнум Канетти нужно продираться, погружаться в него с головой, чтобы уловить мысль того, кто на протяжении тридцати лет изучал влияние властителей на думы и образ жизни миллионов людей. Толпа жаждет сильной руки, ее сплачивает между собой единство, а иногда нерушимая группа людей, которые никогда не будет делиться своими интересами с остальными. Знакомо, не так ли? Каждый чувствует себя частью чего-то могущественного, целого и нерушимого, но при этом они теряют индивидуальность, перестают быть собой и сливаются с тысячами, сотнями тысяч, словно капли в океане или песчинки песка на берегу. Этим умело пользуются все правители, в руках у них множество инструментов, с помощью которых они готовы вести народ за собой.

Религия, революция, война и политика - все это работает на удержание власти, особенно при условиях, когда в стране царствует какой-нибудь монарх или несменяемый вождь. По мнению Канетти, такие властелины преследуют лишь одну цель, а именно как можно дольше оставаться у руля, что напоминает нам паранойю, когда человек цепко и крепко вжимается в собственный трон или кресло. Ему всюду мерещатся заговоры, враги готовят ему убийство во сне, а под короной гнездятся скорпионы. Мания величия не дает спокойно уснуть, так как властитель постоянно боится за свою жизнь, оттого он и совершает еще большие злодеяния, лишь бы остаться в живых. Ему плевать на остальных, важно лишь пережить многих, в этом его цель.

Обратимся по этому факту к самому автору, вот что он пишет на этот счет:

"Властители сегодня трясутся иначе, как будто они такие же, как прочие люди. Изначальная структура власти, ее ядро и сердцевина - выживание властителя за счет других, - свелась к абсурду, лежит в развалинах. Власть сегодня более могущественна, чем когда-либо, но и более проклята, чем когда-либо. Выживут все или никто".

Понятное дело, что тон повествования Канетти довольно печальный и прискорбный, но здесь уж лучше горькая правда, чем сладкая ложь. Так сложились карты судьбы, но издревле толпы готовы преклонять колено перед шаманами, церковниками, политиканами и президентами, забывая о том, что любые цезари также смертны. Они в еще большей зависимости от нас, чем мы от них. Это должно быть непреложной истиной, но многие забывают о том, что сама система власти опирается на плечи народа. Там наверху умные люди, чего я-то буду лезть туда? Сами разберутся, а моя хата с краю. Ничего не напоминает, не правда ли? Конечно, лучше убедить себя в том, что ты такой же, как и все остальные, а твое мнение ни на что уже не влияет. Очень опасная позиция, способная привести любого царя в состояние параноидальной болезни властью.

Так уж получилось, но сейчас мы чувствуем на себе отголоски этого утверждения. Никто даже и не думает о том, что война - это инструмент власти, которое на подсознательном уровне приносит императорам несравнимое удовольствие, ведь в душе они радуются не только победам и триумфам, но и пониманию того, что перед ними груды убитых и покалеченных судеб людей, которые уже никогда не смогут сказать что-либо в ответ. Канетти пишет, что такое лицемерие было всегда, начиная от африканских королей и заканчивая каким-нибудь султаном, правившим у себя на родине десятки лет. Все построено на страхе и убийствах, сейчас никто даже не может представить себе того, чтобы было как-то иначе. Власть развращает, она хочет больше ненависти, самопоглощения и кошмара, но все это подается под сладким соусом, который гасит сомнения и тревоги населения.

Сейчас многих мощно обрабатывает телевизор, до него были газеты и глашатаи, а в поздние века информацию получали от древних духов. Народ всегда вводят в заблуждение, им всегда навязывают удобный для власти порядок вещей и образ мышления, натравливая его то на внешнего врага, то на внутреннего. Порочный круг не остановился, он лишь увеличился в размерах, особенно в тот момент, когда в руках человечества оказалось мощное оружие, например, атомная бомба. Теперь можно грозить абсолютно всему миру, взращивая в себе беспочвенные амбиции и желания, способные убедить всякого в том, что он, только лишь он - король всего мира. Когда-нибудь мы опять окажемся на краю, если очередной безумец захочет проверить эту идею на практике.

Это подтверждает следующий отрывок:

"Все ужасы сверхъестественного насилия, которое наказанием и угрозой нависло над человечеством, воплотилось в представлении о "бомбе". Один-единственный может ее обрушить. Она в его руке. Властитель в состоянии сотворить такое опустошение, что далеко превзойдет все бедствия, которые когда-либо Бог насылал на Землю. Человек украл своего собственного Бога. Он захватил и присвоил себе все, что внушало ужас и несло гибель...Нынче перед решением и актом минет мгновение. Что Чингисхан! Что Тамерлан! Что Гитлер! С точки зрения наших возможностей - жалкие подмастерья, халтурщики и неудачники!"

Канетти не дает определенного выбора для спасения, в своей книге он ошибается по поводу войн, а точнее их окончательной неэффективности в условиях двадцатого века. Дескать, теперь, когда пал гитлеровский Рейх, уже нет нужды доказывать людям в том, что оружие и грохот разрушений несут лишь одни убытки, горе и смерть. Философ наивно полагал, что последняя Великая война станет таковой в реальности, но он был не прав. Писатель делал ставку на производство, где страны будут одинаково конкурировать между собой, для которых человек станет некоторой ценностью, потому что аспекты развития будут диктовать им эту моду. К сожалению, старик не предполагал о том, что отравление властью может зайти так глубоко. Может быть, именно по этому он сомневался по поводу публикации своей книги в России.

Смогли бы мы понять и вовремя остановить все это? Сейчас уже трудно говорить о подобных вещах, ведь как показывает практика, в нынешних условиях белых ворон предпочитают выгонять, сажать и выставлять на посмешище. Знамя войны вновь взметнулось на полях сражений, о чем так боялся говорить Канетти. В книге убийство считается тупиковой ветвью эволюции, но наш вид снова вступил на старые грабли. Разрушение, жертвы, хаос и смерть правят балом, что, несомненно, подтачивает остатки веры в светлый разум людей. Не все так однозначно, конечно, но хотелось бы знать ответ на главный вопрос - неужели все так продолжится и дальше? Не хочется верить в то, что это наша судьба.

Итог: книга Элиаса Канетти очень многогранна, объемна и трудоемка, в ней автором описаны все виды толпы, а также прежних сообществ, называемых стаями. "Масса и власть" заслуживает того, чтобы ее преподавали в школах, институтах и университетах хотя бы ради того, чтобы люди научились жить иначе. Конечно, она трактует свободу мысли, творчества и интеллекта, что сейчас у нас душится на корню, но быть частью толпы - это не выход. Оставаться собой необходимо, а лучше иметь критическое мнение обо всем и уметь сомневаться. Литература учит нас именно этому, а такие писатели как Канетти заставляют смотреть на многие вещи трезво, осмысленно и всерьез. Ведь если мы опустим руки, то зло так и будет пожинать свои гнилые плоды дальше, против чего как раз и выступал старый философ на протяжении всей своей жизни.