Больше рецензий

Phashe

Эксперт

Магистр Лайвлиба

16 июня 2023 г. 18:30

213

5 Про свободу

В произведениях Казандзакиса греки изображаются сильно верующими людьми, при это вера для них это скорее некая обязательная, но совершенно не осознаваемая и нелогичная необходимость. Им просто надо верить, чтить правила, быть к чему-то привязанными, но при этом живут они совершенно не по этим правилам и стремятся прочь от всяких оков — такая амбивалентность сознания в людях меня всегда удивлял, когда христианство уживается с совершенно первобытными варварскими обычаями: они верят в христианские заповеди, но без всякого сожаления убивают, изменяют и нарушают другие основополагающие принципы христианства; они верят в бога, но и верят в приметы и прочее бытовое волшебство.

Казандзакис как бы ставит под вопрос саму суть религии: является ли она каким-либо действенным ориентиром по жизни или это всего лишь удобный повод для чего-либо в некоторых политических играх? И далее он пускается в поиск, которым он был занят всю жизнь, пробуя различные системы ценностей.

Зорба — это некоторый продукт, результат культурных процессов, некая полумифологическая фигура по типу Иисуса или Будды. Он воплощает в себе мудрость и опыт, при этом он ими не обременен и остается свободным, учит свободе других. Зорба становится некоторым символом правды и свободы, становится проводником для Бэзила в мир без предрассудков. Он появляется из ниоткуда, пылает яркой вспышкой в жизни нашего героя, дарит ему эмоции, моменты жизни и мудрость, а потом точно так же внезапно пропадает из его жизни. Зорба — это персонаж-откровение.

Чисто сюжетно в романе меня особенно привлекли две сцены. Первая: сцена разграбления имущества Бубулины, когда она еще только была на смертном одре, что по своей циничности близко к сооружению гроба под окном умирающей в романе Фолкнера «Когда я умирала». Другая: убийство вдовы из зависти, что тоже меня отсылает к другому литературному сюжету — остракизму Ягды в романе Раймонта «Мужики». Зависть и невежество — страшный коктейль.

Ну и конечно же главное во всех романах Казандзакиса: свобода. Свобода духа, свобода выбора, свобода духовная и физическая, моральная и эмоциональная. Человека сковывают рамки приличий, культуры, религии, предрассудков. Все эти рамки, призванные создать порядок, давят и давят, в итоге доводя запреты до абсурда и дают сбой: система призванная для порядка порождает хаос.

При всем этом роман очень буддийский, очень расслабленный, плавный, текучий, легкий. В него легко погружаешься, стиль и язык Казандзакиса такие, что тебе не приходится в него вгрызаться, как в романы Набокова или Достоевского. В нем есть что-то библейской и что-то ницшеанское одновременно, но в то же время в нем есть какая-то буддийская пустота и покой. Удивительный по своей силе и красоте текст, пожалуй, до сих пор это лучшее за 2023 и уж точно одно из лучшего за все время.