Больше рецензий

14 июня 2023 г. 09:14

244

5

I. На верхней палубе корабля "Квантовый вор" дают авантюрный роман:

Жан ле Фламбер, вор-джентльмен, сидит в тюрьме. Он давно пойман, все его легендарные и дерзкие аферы остались в прошлом. И вот, когда какой-то загадочной силе понадобился умелый вор, Жану устраивают побег, но не "освобождают" в полной мере -- просто теперь у него новый надсмотрщик и поводок подлиннее, а за выход из стен тюрьмы нужно расплатиться с новым хозяином (украв, что велят). Всё осложняется тем, что после тюрьмы у Жана проблемы с памятью, и он отправляется в путешествие в собственное прошлое, пытаясь вспомнить, кем он был, посещая старые места и разгадывая головоломки, которые сам и загадал будущему себе. Но какой вор без умного сыщика? Мы имеем молодого и блестящего Исидора Ботреле, который в параллельной линии романа расследует преступления дедуктивным методом. Что скрывает прошлое Жана? Сбежит он от нового надсмотрщика, или посчитает долгом чести расплатиться? Настигнет ли его Исидор и его могущественный наставник по прозвищу Джентльмен?
Звучит интригующе.

— В любом случае нам предстоит сделать три вещи. Первое, выяснить, почему ты оставил Часы для самого себя. Второе — попытаться отыскать твой труп. И третье — постараться наладить контакт с теми немногими людьми на этой планете, у которых совести еще меньше, чем у тебя.

II. В трюме корабля, однако, работают механизмы иного порядка. "Квантовый вор" - это киберпанк.

Кому нужен постапокалипсис, когда есть пост-сингулярность? Дело происходит сотни лет спустя Коллапса - точки невозврата, когда технологическое развитие становится слишком сложным для человеческого понимания, а количество информации удваивается с бесконечной быстротой. Люди не только летают к звездам и тарраформируют планеты, люди загружают своё сознание на электронные носители, это настоящее бессмертие - не то, при котором ты не можешь умереть, а то, при котором ты можешь умереть бесконечное количество раз. Жан не сидит в тюрьме физически: туда загружено его отделенное от биологического мозга сознание, многократно копированное. Побег - это лишь похищение одной из копий жанов (пока остальные остаются на месте), и загрузка в новенькое искусственное тело. Если воспоминаниями можно делиться напрямую с другими людьми, и хранить в общем облаке, то можно их и подредактировать в твоей голове. Жан не сам забыл свое прошлое, воспоминания удалили из его копии. Если твоя психика - больше не продукт жизнедеятельности мозга, если ты оцифрован, то и тебя можно подредактировать. Удалить лишние функции, оставить полезные профессиональные скиллы, сознание, но без тяги к свободе, и получить прекрасного раба - мёртвую душу, "гогола" в терминологии романа.

Я был прав: это оортианский паучий корабль. Он состоит из отдельных модулей, связанных между собой нановолокнами, причем жилые отсеки вращаются вокруг центральной оси, словно кабинки карусели в луна-парке, что создает некоторое подобие гравитации. Связующие волокна образуют сеть, по которой модули могут перемещаться, как пауки в паутине. Паруса из квантовых частиц — концентрические кольца, сделанные из искусственных атомов и тонкие, словно мыльные пузыри, — расходятся вокруг корабля на несколько километров. Они с одинаковой легкостью способны улавливать солнечный свет, информационные мезочастицы и лучи маяков Магистрали, а кроме того, представляют собой потрясающее зрелище.

Затем я украдкой бросаю взгляд на собственное тело и испытываю при этом настоящее потрясение. Взгляд из спаймскейпа позволяет разглядеть все детали. Сеть ку-точек под кожей, протеомические компьютеры в каждой клетке, плотный компьютрониум в костях.

III. И это ещё не всё, ведь паруса этого прекрасного корабля раздуваются русской философией космизма.

Что? Да! Часть персонажей романа стремится к идеалам Николая Фёдорова, по крайней мере, своеобразно ими интерпретированными.
Николай Фёдоров - один из четырех или пяти детей, которых граф Павел Гагарин прижил от своей рабыни, чьё имя не сохранилось, то ли крепостной, то ли пленной черкешенки. Естественно рабские дети не воспитывались с законными, но по крайней мере не считались крепостными, а брат графа, пока был жив, даже занимался их образованием. К сожалению, он умер, когда Николай учился на третьем курсе лицея, и больше оплачивать образование было некому. Фёдоров работал школьным учителем, репетитором детей чиновников, а потом библиотекарем. Вёл дискуссионный кружок, бесплатно брал учеников (включая, например Константина Циолковского), дружил со Львом Толстым, Владимиром Соловьевым (которые отзывались о нём и его идеях с восхищением). Фёдоров был бессеребренником, аскетом, раздавал большую часть своего жалования на поддержку своих бедных учеников, и даже считал, что люди не должны владеть своими идеями и книгами. Хорошо, что после его смерти, ученики всё-таки собрали и издали его учение, которым он так щедро делился, под его именем.

И о чём же мыслил христианский философ XIX века? Фёдоров думал, что смерть - это главный враг человечества. Что люди тратят мысли, деньги, жизни на бессмысленные распри друг с другом, на войну, на убийство друг друга, вместо того, чтобы объединится перед лицом единственного настоящего врага - собственной смертности, и победить его силой науки. Но что такое бессмертие, если наши родители, наши бабушки и дедушки, поколения наших предков, благодаря которым мы родились, не дожили до его обретения? Иисус Христос обещал воскресение мёртвых. Оно может произойти во плоти, но только силами людей, которые, изучая природу и развивая науку, смогут собрать по атомам рассеяных людей и воссоздать заново. Для такого огромного количества людей не хватит места на Земле, но ведь Господь создал вселенную такой бесконечно большой, с таким количеством планет - значит, человек должен добраться до них, расселиться по всей Вселенной!

Добро есть сохранение жизни живущим и возвращение ее теряющим и потерявшим жизнь.

Это такая изумительная трансгуманистическая философия, наполненная любовью к человеку и желанием добра.

"Квантовый вор" представляет из себя фантазию на тему "а что если бы можно было воскресить умерших, что если бы бессмертные люди расселились по космосу? С помощью каких технологий будущего это можно было сделать, и какие бы были последствия? Как бы жили люди? Как бы они всё портили? Как бы выглядела "Соборность" оцифрованных сознаний?" И всё это с интерфейсом фанфика про Арсена Люпена)

Теперь, когда мы почистили луковку слоев романа, вернемся к тому, что вышло в итоге.

не спойлер, но вещи, которые автор выдает очень постепенно в ходе повествования

Персонажи:
Жан ле Фламбер, вор-джентльмен, читай: ископаемый мужчина, волочащийся за каждой женщиной. Однажды стырил кольца Сатурна. Полон самомнения, имеет неясную мораль, болтлив и дерзок, но на самом деле мы не знаем о нём ничего.

Миели, крылатая женщина, выросла в ледяных пещерах сообщества воинов, в которое, кажется, превратились финны. Её улучшенные тело и мозги представляют из себя последние достижения пост-гуманистической техники, но мыслит она как человек из древней общины, с честью, долгом и молитвой древним финским божествам.

Исидор Ботреле, молодой, ещё ни разу не умиравший мужчина. Его блестящий ум и умение делать собственные выводы на основании того, что он видит сам, а не того, что ему подсказывает всеобщая экзо-память, делают его лучшим сыщиком Марса. Самый приятный человек в романе.

Мир:
Пост-сингулярное, пост-человеческое будущее, в котором люди расселились по солнечной системе (Солнце в которой уже погасло). Сообщества невероятно различаются друг от друга, но мы видим только изолированное и избегающее новых технологий государство Марса.
Раньше Марсом правил Король, а терраформирование проводилось силами миллионов рабов-гоголов, но Революция освободила людей. Оружие, созданное в ходе восстания, одичало, и свело на нет все успехи терраформирования, и теперь город Марса Ублиетт (Забвение) существует на огромных шагающих платформах, бороздящих пустынные кратеры. Рабство и превращение людей в гоголов запрещены законом, но кто-то должен выполнять работу, поэтому каждый гражданин Марса живет как Достойный до тех пор, пока не кончится его время, умирает, и воскресает Спокойным - немым сознанием, загруженным в машину, чтобы отдать свой долг, служа обществу.
Визуально всё описано весьма красиво: шагающие города, местные ретро-моды со стимпанковскими корсетами, кринолинами и часами, отсчитывающими минуты до твоей смерти.

свернуть

В итоге вышел прекрасный роман. Главное тут сразу понять, что перед тобой не твёрдая science fiction в стиле Питера Уоттса, а старая добрая социальная фантастика: философская идея, запакованная в фантастические допущения, позволяющие её раскрыть. Да, про квантовые технологии читается как про магию, но, во-первых, "любая достаточно развитая технология...", а у нас тут пост-сингулярность, а во-вторых, многие ли из нас и без сингулярности способны понять хоть квантовую механику, хоть чудеса современных нам технологий? В остатке у "Квантового вора" интересные мысли о приватности и подделке общедоступных знаний, о свободе воли и новых технологиях, дающих новые формы злоупотребления и угнетения, о памяти и о том, остаемся ли мы прежними личностями без своих воспоминаний.

Плейлист романа для "Долгой прогулки"

Песни льются из нее потоком. Песни льда. Песни долгого странствия Ильматар из горящего мира, песни радости полета и песни предков в потустороннем мире. Она поет песни, создающие корабли. Она поет песни, закрывающие двери кото от Человека Тьмы. Она поет о своем доме.

Жан ле Фламбер

o-l.jpg
08:11

тюрьма "Дилемма"

o-l.jpg
02:40

Миели

o-l.jpg
08:28

соборность

o-l.jpg
03:41

зоку

o-l.jpg
04:41

Долгая прогулка 2023