Больше рецензий

13 июня 2023 г. 15:27

327

4.5 «Штурмовать далёко море посылала нас страна»

Пожалуй, одной из самых выдающихся экспедиций за всю историю исследования Арктики стал дрейф ледокольного парохода «Георгий Седов», продолжавшийся два года и почти три месяца (Х/1937 – I/1940). Всё началось с того, что в море Лаптевых из-за неблагоприятной ледовой обстановки на вынужденную зимовку встали вместе три парохода – «Георгий Седов», «Садко» и «Малыгин». На следующее лето к ним сумел пробиться ледокол «Ермак», освободивший два парохода из ледового плена. Но получивший во время сжатия льдов серьёзное повреждение руля «Георгий Седов» вывести не удалось, он продолжил дрейфовать, и на нём осталась команда – 15 человек. Было ясно, что рано или поздно пароход вынесет течением в Гренландское море, где он сможет выйти на чистую воду..., если только до этого не повторит судьбу «Челюскина». И однажды именно это едва не случилось, судьба «Седова» буквально висела на волоске, но, как видно, на стороне советских полярников в данном случае оказался сам Господь Бог...
А ведь помимо постоянной борьбы со стихией, у команды судна нашлось немало и других дел. – Льды влекли пароход в неизведанные высокие широты, где до этого не ступала нога человека (маршрут дрейфа примерно соответствовал тому, который за 40 с лишним лет до этого проделал Ф. Нансен на «Фраме», но проходил значительно севернее: столь близко к Полюсу тогда ещё не оказывался ни один корабль). В таких условиях было решено использовать вынужденный дрейф для организации всесторонних научных наблюдений, которые в итоге приобрели огромную ценность, существенно обогатив наши знания о Северном Ледовитом океане.
Героическая экспедиция успешно завершилась после того, как в январе 1940 года у берегов Гренландии «Георгий Седов» был выведен изо льдов ледоколом «Иосиф Сталин». Потом состоялась торжественная встреча в Кремле, все 15 членов команды стали Героями Советского Союза, но... оказалось, что стране тогда, по большому счёту, было уже немного не до них (а вскоре стало совсем не до них)... Наверное, именно поэтому о седовцах у нас сейчас знают незаслуженно мало – гораздо меньше, чем о челюскинцах, папанинцах или о Валерии Чкалове.
Однако полностью забыть эту экспедицию не позволили книги, написанные её руководителем К. С. Бадигиным, открывшим в себе большой писательский талант: в дальнейшем из-под его пера вышел ещё целый ряд научно-популярных трудов и художественных произведений по морской тематике.
Лет 45 назад я (в то время серьёзно «болевший» Арктикой) узнал о том, что в нашу городскую библиотеку каким-то образом попала книга этого автора под названием: «На корабле „Георгий Седов“ через Ледовитый океан» (1941 г. изд.). После этого я ходил туда достаточно долго (идти было довольно далеко, да по летней жаре, а книга оказалась весьма объёмной), каждый раз в прохладе читального зала с наслаждением погружаясь в это уникальное издание.
И вот не так давно на какой-то очередной бесплатной раздаче мне подвернулась книга этого же автора под другим названием, 1960 года издания: http://www.lib-dpr.ru/index.php?link=exp&id=23&book=401 . В ходе беглого ознакомления выяснилось, что речь идёт, по сути, всё о той же монографии 1941 года (которую из-за этого я решил не добавлять на сайт), только в несколько сокращённом виде. Прежде всего, из неё оказались вырезаны почти все упоминания о Сталине (оставлен только ледокол «Иосиф Сталин» – будь дело чуть позже, пожалуй, избавились бы и от него). Заодно (должно быть, на всякий случай) убрали и почти всех остальных политических деятелей, в итоге оказалось, что в Москве седовцев встречали лишь... усы товарища Будённого (что называется, и смех, и грех)! В общем, из книги в значительной степени ушёл сам дух времени...
Тем, однако, дело не ограничилось. Если книга 1941 года была сделана на очень высоком полиграфическом уровне (её было просто приятно взять в руки) и снабжена множеством интересных фотографий и рисунков, то в 1960 году она вышла на бумаге, в которую впору было бы на базаре семечки заворачивать, и практически лишилась иллюстраций (?!).
Все эти обстоятельства и побудили меня снизить оценку имеющейся у меня книги практически на балл (издание 1941 года безоговорочно было достойно пятёрки с плюсом). И всё-таки, в основе своей она осталась прежней, и тем, кто хоть в какой-то степени неравнодушен к Арктике, она может быть рекомендована самым горячим образом.