Больше рецензий

anna_cornelia

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

13 марта 2014 г. 08:32

125

4

Какое ощущение остается после курса истории в школе? Что история - это бесконечная череда войн за территорию и ресурсы, а еще десятки царей, императоров и их отпрысков, да в таком количестве, что черт ногу сломит, когда и кто из них был Грозный, Мудрый, Красное солнышко, Тишайший, Великий, Освободитель и Миротворец; и вся эта информация и длинный список имен сдабривается датами, цифрами и периодами. По-моему, вполне логично, что из школы мы редко выходим со стройным пониманием и видением истории родной страны. Может, что-то в (консерватории зачеркнуто) методе предподавания подправить?     

Дальше...


История - это же в первую очередь живые люди, которые, как и мы, жили, учились, познавали мир, любили, рожали детей, пытались их воспитывать - и наши цари и императоры ничем в этом плане не отличались от обычных людей, разве что им было на порядок сложнее. И вот почему бы не учить историю через жизнь этих людей, которые волею судьбы встали во главе огромного государства и как могли управляли им? Уже в контексте их жизни можно и про войну и прочие деяния сказать, и имена их детей иначе будут восприниматься, и придет понимание тех или иных поступков, которые повлияли на ход истории, даже во многом характер будет понятнее. 

Ведь если задуматься, это же жутко интересно - а каким был человек прошлого? Чем занимался, увлекался, о чем думал, как жил, к чему стремился, какие книжки читал, как жил, что ел - вот она, история, а не "Невская битва проходила в 1240 году между князем Александром Ярославовичем и шведским отрядом" - разве это предложение хоть сколько-то может заинтересовать ребенка? Никакого подтекста, никакой интриги, ничего не отзывается в детской душе. Другое дело, как рассказывает историю Вера Бокова в своей книге о том, как воспитывали царских детей. Даже само название уже невольно привлекает внимание - "Детство в царском доме"! А какое оно было, детство царей? Безоблачным, счастливым, полным потех и игр, как можно было предположить? А вот совсем нет, даже наоборот, потому как быть наследником - это огромная ответственность, будущие цари и императоры не могли позволить себе праздно тратить время, с самого раннего детства их готовили к высокому предназначению. Конечно, всех по-разному и это в большей степени зависело от родителя: кто-то чтил обычаи предков и воспитывал детей по старинке, кто-то следил за последними педагогическими веяниями Европы, кто-то растил по своему образу и подобию, а кто-то в пику нелюбимому главе семьи; одни брались за дело воспитания самостоятельно, другие отдавали эту обязанность на откуп сторонних воспитателей. 

Книга однозначно хороша и стоит внимательного прочтения, после нее история видится совсем иначе, имена правителей перестают быть одним лишь звуком, они обретают очертания и смысл. Возраст аудитории книги сложно определить, какие-то места будут интереснее одной категории читателей (мне как маме, например, было интересно читать о том, как женщины-царицы рожали, кормили ли грудью, как выстраивали отношения со своими детьми), какие-то другой (старшим школьникам наверняка будет увлекательно читать, как и чему будущие цари учились), а какие-то третьей (психологам будет занятно проследить как манера воспитания наследника повлияла на дальнейшее формирование характера и его стиль правления, что ярче всего видно на примере Ивана Грозного или Павла I).

В серии "История воспитания" вышло еще несколько книг, в том числе о воспитании дворянских, купеческих детей, о воспитании в Древней Греции и прочие. Пока эта книга, о царских наследниках, мне показалась наиболее удачной.