Больше рецензий

Lilum Froid (Froid)

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

9 марта 2014 г. 03:23

215

2

С чего бы начать... Описание сюжета - вещь весьма неблагодарная, лучше тем, кто захочет, всё прочитать самим, я не хотела бы раскрывать всего.
Начать, допустим, с 'Плоти и стали', и далее - по порядку.
Плюс книги, точнее, её более-менее сильная сторона [на фоне всего ада, что там творится] - какая-никакая идея. Пусть сюжет и не нов, и до схематичности прост, но он, по крайней мере, увлекает, ведёт читателя за собой, поскольку написано всё весьма связно. Только до поры до времени: в конце начинается сущая неразбериха. Автор, наверное, так долго шёл к развязке, что ему, видно, просто нетерпелось всё быстрее закончить.

Дальше...

Моя главная беда в том, что, кроме сюжета, я постоянно обращаю внимание на язык повествования. И вот с этим-то у автора возникают большие проблемы - увы, манера написания больше смахивает на излияния семнадцатилетних девочек, насмотревшихся 'Безумного Макса' и начитавшихся фанфиков, чем на серьёзный литературный язык. Допустим (я опущу уж вездесущее 'улюлюкание', которое меня просто убивает), то же употребление пословиц-поговорок-выражений, что, вроде бы, и идут к месту, но ломают саму атмосферу произведения не то, чтобы своим просторечием, но и даже только самим одним своим наличием (лично я очень сомневаюсь, что их бы употребляли в то далёкое будущее в их первозданном виде, пусть и с оговоркой 'так говорили Древние'). Опять же, простота не всегда плохо, но, лично на мой взгляд, основную канву произведения можно было оформить иначе, интереснее, и в чём-то, может быть, даже изящнее. На подобном фоне характеры героев заиграли бы ярче, контрастнее, и не терялись бы на общем плане, проступая иногда невыразительными пятнами.
Герои книги, кстати, только на первый взгляд разномастны, каждый со своей, в большинстве случаев - естественно, весьма непростой историей, но даже не нужно быть особенно внимательным читателем, чтобы уловить между ними некое весьма ощутимое сходство. У всех героев наличествуют общие черты и манеры, что меня немного смущало, учитывая, что, по идее, герои повествования являются представителями разных условий жизни и уровня, да что там, они разные по своему происхождению, но ввиду обстоятельств [правительство сошло с ума, или же его набралось - это уж смотря с какой стороны смотреть на личность 'до' и 'после' самого Принца Велиара], они поставлены в одни условия. С одной стороны, читатели сего могут меня укорить, и сказать, что автор как раз и хотел показать, что, несмотря на все сложности, ничто человеческое не чуждо ни киборгам, ни химерам, ни людям, но я тогда просто развожу в бессилии руками: слишком как-то в лоб у него это получилось, без всяких плавных переходов и предполагающегося в таких случаях [на мой взгляд, конечно] развития самой личности.
Над описаниями самого мира я, тяжело вздохнув, даже всхлипнула. Автор, за что же вы их так не любите? Я, конечно, понимаю, что во всех предыдущих творениях описания тоже не отличались яркостью и живописностью, но здесь мы встречаем какой-то особенно жёсткий минимализм. Мне казалось, что на ошибках учатся. Но, увы. Пара-тройка весьма однотипных локаций - всё, на что может рассчитывать читатель в этом произведении.

Стоит ли вообще упоминать, что идея о всепоглощающей любви является в повествовании ключевой? Любви тут много, возможно, даже больше, чем в 'Плоти и стали' и 'Топливе' вместе взятых. Всё тут буквально сочится ей, истекает, переполняется. Словом, это прекрасная книга для весеннего гормонального обострения. =) А если серьёзно - поскольку герои чем-то схожи между собой, то и любовь у них слишком уж схожая, в каком-то роде даже шаблонная. Допустим, изначальная преданность Донора просто поражала своей безграничностью, но всего более поражало несовершенство программы учёного М.Ретто, заботливо вложенной в сие искусственное чудо природы.

К сожалению, он не справлялся более чем двумя-тремя тяжёлыми пациентами в сутки. Ретто счёл это своей недоработкой, но исправлять Эдварда не стал.

Но лучше бы он эмоционально-волевую сферу этому чуду генной инжинерии доработал, честное слово.
Ибо этот явный баг заставлял самого Ретто носиться за Донором постоянно, потому что его созданию вдруг снова взбредало в голову кого-то спасать. Замечу, кстати, что спасал он почему-то исключительно своих, и практически ни разу не ошибся, что при всём раскладе и неиссякаемом альтруизме просто невероятно.
А отношение Ретто к факту гибели Донора удивило отдельно. Ну, подумаешь, его восстановить можно из того, что осталось, ничего особенного. Шокирует, учитывая силу накала эмоций у доктора, когда его любимца расчленяли на его глазах. Да, кстати - эта сцена что-то мне очень сильно напомнила... Но не суть важно.
Отношения Ра со Скандинавом тоже не совсем адекватны, лично на мой взгляд. Ну, хорошо, энергетическая связь, которая нужна химерам - подумаешь, экая невидаль, но всё остальное? Проявившееся потом? О, да, намёки, тщательно собиравшиеся по крупицам на протяжении всего романа, вылились в неиссякаемую любовь до гроба ['Наконец-то', - подумала я, перелистнув страницу]. Но разве могло быть иначе? Только не здесь, видимо. Лично мне было бы проще принять то, что эта вероломная беловолосая химера нагло воспользовалась бы доверием юного киборга-подростка, и потом бы бросила его на произвол судьбы, но нет, мы имеем иной исход. Со всеми вытекающими из него последствиями.
Вообще, вся эта весёлая компания больше напомнила классический малочисленный отряд RPG с обязательными 'танком', 'лучником' и, естественно, целителем. Без него эту воинствующую шайку давно бы порвали на куски. И, да, обязательно должна быть 'дама в опасности', в роли которой на первом плане здесь выступает знакомый нам по другим книгам неубиваемый Дэл по прозвищу 'Мёртвая голова', которое, должна заметить, вообще редко кто использовал. 'Дама в опасности' оказывается спасённой, Снежная Королева aka Кукольник не смогла заморозить его надолго, поэтому вскоре он восстанавливается после амнезии и - естественно! - подрывается помогать совершенно не знакомым ему людям, ибо это 'свои'. Тут сразу вспоминается известный мем 'Нет времени объяснять'. 'Нет времени объяснять - хватай всё и беги с нами' - примерно так, наверное.
Некоторые сцены просто удивляли своим наличием, некоторые поражали отсутствием смысловой наполненности - словом, так бывает во многих книгах. Но это уже 3 книга уважаемого М. Драу, где всё вышеперечисленное встречается в полном объёме. 'Доколе?!' - спрашивает во мне уязвлённый любитель киберпанка. Но не находит ответа...

Я сама не могу толком понять, по какой именно причине я настолько уверена в эволюции сих произведений - скорее всего, мне просто очень хочется в это верить. Ну что ж, надежда умирает последней.

PS: 'А что в это время делает Кукольник?' - возможно, полюбопытствуют знакомые с творчеством автора, но не с этой книгой в частности, читатели. Возможно, ответ вас удивит - абсолютно, совершенно ничего. Спасает свою кхм, цельнометаллическую оболочку, чтобы его не коснулся опасный вирус 'хиппи', и его не достал, всё-таки, сей крайне любвеобильный отряд. Видимо, окончательно убедившись, что ничего от этих ненормальных людишек не добьёшься, и что мама-Анархия действительно то, что им надо, Кукольник улетает и не обещает вернуться, и, я уверена, делает это с чувством некоего облегчения.