Больше рецензий

bastanall

Эксперт

Литературный диктатор

1 июня 2023 г. 14:20

246

3.5 Подростки, загадочный дом, вагон мистики и маленькая тележка кукол

Меня увлекла история о призраках и демонических куклах, рассказанная Алекс Белл. Самым увлекательным в ней оказалось то, что нет призрака или демона, который был бы страшнее человека. Люди могут быть жестокими, бездушными, эгоистичными тварями, и только это пугает по-настоящему. Впрочем, обо всём по порядку.
Начать нужно не с приезда Софи в гости к дяде и его до ужаса странным детишкам, а с того, что как-то вечером Софи со своим другом Джеем в шутку вызывали призрака с помощью онлайн-доски Уиджа, а призрак в шутку возьми и объявись. С этого момента для Софи начинается череда потерь, страданий, испытаний для психики, — бесконечно длящийся страшный сон. Она отправляется в гости к дяде, чтобы немного развеяться, а обнаруживает там куда худший кошмар. Стоп, как много деталей я должна раскрыть, чтобы заинтриговать, но не проспойлерить? Место, куда приехала 15-летняя девушка, кажется ей кошмарным, потому что во всём доме чувствуется тень безумия и смерти: слишком много людей здесь умерло за всё время существования дома, и собственная кузина Софи — Ребекка — не стала исключением. Хуже всего то, что кузина умерла при загадочных обстоятельствах и в этом могли быть замешаны потусторонние силы, действующие через кукол, — но кто поверит подростку? С этого и начинается её одинокий путь в поисках истины и спасения. На самом деле она, конечно, не будет одна, но в таких условиях нельзя доверять никому, пока они не докажут, что заслуживают доверия. Вот эта фраза — «никому нельзя верить» — ключ, который поможет не разочароваться книгой, а насладиться. Наверное, для писательницы это что-то да значило.

***
Проблема с доверием возникает из-за человеческого антагониста (коль есть антагонисты демонической природы — куклы Ледяные Шарлотты, — то куда без человеческих?). Читатели с жизненным опытом, наверное, быстро догадаются, в чём тут дело, и будут наслаждаться происходящим, но книга-то рассчитана на подростков, у которых обычно жизненного багажа кот наплакал. (А если он есть и большой, то такой человечек, вероятно, будет себя считать слишком взрослым для таких книжек, даже если есть мэтч по возрастной маркировке; опыт такая штука, знаете). Я восхищалась злым гением этого романа, довольно быстро опознав в невинном с виду персонаже психопата-манипулятора с синдромом жертвы. Один из жирнейших плюсов этой книги в том, что она знакомит с образом человека, которого стоит опасаться. Персонаж не редкий, но и не самый распространённый, хотя <как раз такие в жизни встречается чаще, чем маньяки в намордниках.
Итак, антагонист здесь — очень цельная личность и очень талантливая, будь у неё хоть немного амбиций — Скай утонул бы в крови. По сравнению с этим персонажем Софи — обыкновенный подросток (что, впрочем, делает её более реальной личностью). Она хорохорится и храбрится, что уже совсем взрослая (в 15-то лет) и что может сама нести свой груз печалей и тревог. Но в трудный момент, в минуту слабости она думает о том, чтобы всё бросить, мечтает, чтобы рядом был взрослый, на которого она могла бы переложить этот груз, чтобы он взял ответственность на себя и всё решил… Правда, в итоге она берёт себя в руки и сама со всем справляется, это суровый путь её взросления, но был, был тот момент слабости с мыслями, абсолютно адекватными для подростков, — и это нормально.
И к слову о взрослых. Здесь нет ни одного взрослого, на которого Софи могла бы положиться. Я так давно не читала подростковые романы (эм, года три?), что уже не помню, нормально ли это? Конечно, так хоррор становится реалистичнее: когда я пыталась себя представить на месте Софи, мне становилось жутко от ощущения, что помощи ждать неоткуда. Но часто ли писатели так делают, часто ли выводят взрослых за пределы повествования?
Второй плюс — не такой жирный, как первый, но всё же порадовавший меня, — это то, что Софи до самого конца книги мысленно разговаривала с Джеем. Его не было рядом, и это не было психическим расстройством или искажением реальности из-за демонического шёпота. Это был способ психологической защиты, и его особая прелесть в том, что он походил на лёгкое помешательство, однако не был им на самом деле (впрочем, кто знает, кто знает).

О, слова о шёпоте напомнили мне: самое поразительное в истории с Ледяными Шарлоттами, проникающими прямо в душу и заставляющими творить зло, — это то, что можно их шёпот слышать, но не поддаваться ему. Мне кажется, истоки этого сюжета восходят не к историческому факту существования Ледяных Шарлотт (а такие куклы реально существовали), но к распространённым историям о безумцах, что совершали преступления, поддавшись влиянию голосов, которые слышали. (Хотя у меня нет доказательств, что авторский замысел был именно в этом). Писательница просто сделала в своём романе эти голоса реальными — и очень-очень злыми. И на примере протагониста показала, что даже если слышать голоса, даже если они реальны, можно остаться добрым и человечным, не совершая зла. Для реальной взрослой жизни с её реальными психическими расстройствами это, конечно, не сработало бы, но показать подросткам, что в теории существует альтернатива, — очень даже хорошо.

***
Какой бы интересной ни была история, у неё неизбежно есть недостатки. Например, остаётся загадкой, что же случилось с Джеем и замешана ли в этом как-то Ребекка. У читателя есть только домыслы Софи, построенные на сёрфинге в интернете по статьям о призраках. К концу романа Софи разгадала только тайну смерти самой Ребекки, и больше ничего. Даже происхождение Ледяных Шарлотт в этой книге не раскрыто (хотя я почитала аннотацию второй книги цикла, и там снова фигурируют эти куколки, так что, может, хоть там расскажут об их демоническом происхождении).
В целом персонажи классные, неплоские, автор решила показать их не только через призму мотивации и эмоций, но и через их хобби: Кэмерон любит музыку, Лилиаз обожает смотреть трукрайм, Пайпер вообще умничка по всем статьям (список увлечений длинной в километр), их отец занимается живописью, а Софи… Вот с Софи как раз ничего неясно. Протагонистку мы видим только через её горе и другие эмоции, через преодоление страхов и поиски правды, через становление характера, но никаких других фактов про неё мы так и не узнаём. Есть в этом какое-то грустное уподобление инструменту.
Кстати да, Лилиаз увлекалась трукраймом, но не это было причиной всех её странностей, наоборот, я почти уверена, что она смотрела их, потому что для неё это были лёгкие развлекательные передачи — по сравнению с тем, что дома-то творится. А ещё мне часто казалось, что она готовится таким образом к взрослой жизни. Про эту героиню я бы почитала отдельную книгу, её мне было мало.
Ещё один недочёт: где-то в середине романа внезапно оказалось, что Джей носит очки. Не такая уж важная деталь, особенно с учётом того, что он умер, да?, но Джей в очках и Джей без очков, которого я успела представить, — это два совершенно разных персонажа, чёрт побери.

***
Несмотря на мелкие недостатки, книга мне понравилась: это было освежающе, и я бы почитала что-нибудь ещё в таком духе (странный дом, призраки, мистика, подростки), но вторая книга цикла пока не переведена, а других вариантов так сразу не вспоминается. Что ж, остаётся только ждать.