Больше рецензий

jeff

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

31 мая 2023 г. 21:05

456

4

С Умберто Эко как автором художественных произведений я познакомилась почти 10 лет назад и с тех пор, всякий раз открывая очередной его роман, надеялась найти ту же самую феерию, что и в «Таинственном пламени царицы Лоаны». Ту же потрясающую игру цитатами и смыслами (и так, чтобы бОльшая их часть узнавалась почти сходу), ту же телесность, ту же парадоксальность, и самое главное – тот же искрометный юмор.

И вот – свершилось! Наконец-то чудо 10-летней давности повторилось – с романом «Остров накануне». Магическим оказывается уже первое предложение – столь же сильное, запоминающееся, как, например, у Маркеса в «Сто лет одиночества», – завораживающее в своей парадоксальности:

…думаю, из человеческого рода я единственный выброшен кораблекрушением на необитаемый корабль.

А дальше уже знакомый писатель предстает в совершенно новой роли – поэта и невероятного пейзажиста: столь удивительны, волшебны, чарующи описания океана, закатов и рассветов, растений и птиц, корабля и острова. Это настоящие стихотворения в прозе внутри философско-приключенческо-научно-исторического повествования, насыщенного к тому же подробной морской терминологией, так что погружение в этот мир оказывается еще более глубоким и восхитительным.

Флибот «Дафна» сопоставима то ли с Эдемским садом, населенным поразительными растениями и животными, то ли с целым миром, то ли, как и остров, - с живым существом, загадочной девушкой. Уже за один этот чудо-корабль, пусть и не летучий (да ладно?), - лучи восхищения У. Эко! (Ну а что еще вы ожидали от внучки мореплавателя?)

Сам герой Роберт де ла Грив – этот Адам-Робизон-Сизиф-Дантес, – оказался похож на Ямбо: он тоже находится в вечном стремлении к своей пламяцветной (~таинственное пламя) владычице (~царице) Лилее (~Лоане). И так же, как Ямбо, через пространство (корабль и остров vs. старый дом и чердак) познает время: личное-прошлое и глобальное-меридианное (оказывается, литератор-медиевист ещё и потрясающий физик и географ!). И здесь вновь проявляется парадокс в духе Эко: его едва ли не самый камерный роман оказывается вместе с тем самым всеобъемлющим. Находясь на одном месте, на затерянном в океане судне, без надежды на спасение, Роберт в одиночку и вместе с фатером Каспаром исследует линию перемены дат и пребывает сразу и в прошлом, и в будущем – повсюду А позже и постмодернистский сюжет о двойнике-Ферранте (одновременное познание героем – себя и Автором – своего творения, Романа) в разы усиливает эту вездесущность персонажа.

Кульминацией этой бодрой философской робинзонады-маринистики становится гимн огненноцветной Голубке – постмодернистский синтез воспевания образа и его изучения, «развертывания» от его библейских истоков, бытования в языке до современной трактовки в литературе и искусстве. Словно бы Синяя птица Метерлинка окрасилась в оттенки красного, уподобившись вечно воскресающему Фениксу и став маяком, путеводной звездой и Роберту, и последующим мечтателям вроде него.

P.S. Осталось взять только "Пражское кладбище"!

картинка jeff

Источник