Больше рецензий

30 мая 2023 г. 20:18

202

5 Восстание религиозного раба

История строится вокруг признания Ната Тёрнера - чернокожего раба-проповедника, который поднял кровавое восстание в 1831 году, в округе Саутгемптон, штат Вирджиния. 


Роман основан на историческом материале, но считать его историчным ошибочно, о чем сам пишет Стайрон в предисловии. Выйдя в 1967 году, в разгар нового витка борьбы чернокожих за свои права, «Признание Ната Тернера» вызвало  бурные дискуссии. Многие обвиняли автора в расизме, оправдании рабства и прочих грехах американского Юга. Были и те, кто придерживался противоположной точки зрения, среди них были и чернокожие писатели, например, Джеймс Болдуин. 


Текст действительно может вызвать радикальное отторжение, так как мастерски играется с читателем. Стайрон не лепит из Тёрнера однозначного борца за освобождение, наделяет его низменными, человеческими чертами. А как известно - очеловечивать символ опасно, многие оскорбятся. Играет свою роль и то, что роман написан от первого лица, а Стайрон белый южанин, не чернокожий. Такая биографическая провокация. 


Автор умело переплетает смыслы, отчего и происходит диссонанс в отношении к героям и в целом всему, что происходит. Попробую отделить одно от другого: 


РАБСТВО. Стайрон рисует жёсткость будней чернокожих подробно, в определённые моменты голова хочет разорваться от несправедливости по отношению к человеку. Чернокожий даже не животное, он живой инструмент, который можно одолжить соседу на выходные. Ощущение несвободы загоняет читающего, сжимает сердце. Страшнее становится от того, как воспринимают это некоторые негры - как данность, в них нет сил бороться, весь этот кошмар - установка на жизнь, норма. 


ЛЮБОВЬ. Нат Тёрнер избегает любви к женщине по причине своей неистовой веры. Догматы запрещают ему это, как проповеднику, пусть и проповедником он нарек сам себя. Автор подавляет в герое любовь к женщине во имя любви к Богу, который предпочитает молчать. Жёсткость терзаний Тёрнера от сексуальной неудовлетворённости перерастает в неспособность познания земной любви. Трагедия в том, что и духовной ему не достанется. 


РЕЛИГИЯ. ВЕРА. Множество разборов рисуют Ната, как религиозного фанатика, что отчасти правда, но только отчасти. Ведь человека, который отчаянно ищет Бога, можно назвать фанатиком. Но Стайрон выворачивает проблему в другую плоскость - трактовка Библии. Великая книга становится инструментам зла в различных руках, под каждую бредовую идею можно найти свой фрагмент. Это тема раскидывается здесь с максимальной силой - и через Ната Тёрнера, и через его белых господ. 


СВОБОДА ИЛИ СТРЕМЛЕНИЕ СТАТЬ БЕЛЫМ. Нат Тёрнер родился с выдающимися способностями, он сам научился читать, чем привлёк внимание своего хозяина, который стал обучать его дальше. Чернокожие в те времена были практически безграмотны, такой контраст и создаёт неуютное ощущение Тёрнера, по разуму он больше похож на белых. Это его выделяет, это и заставляет стать его миссией. А хотел он свободы для своего народа или контроля над ним? Тут уж каждый решит сам. 


Великий роман, о котором сейчас бы спорили с той же силой, что и в 67-ом. Наверное, в этом и состоит величие - в поиске, который обязательно разделит, ведь правда мало кому нужна.