Больше рецензий

_Prophet_

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

30 мая 2023 г. 20:03

402

4.5 Дети - лишь незнакомцы, временно разделяющие жилье с родителями

Я начну нескладно и сразу нырну в самое интересное.

А самое интересное, на мой взгляд, в романе – мотивация. Я специально просмотрела несколько роликов на ютубе перед написанием рецензии, и заметила, что многие читатели не понимали мотивации сестер. Честно сказать, я сама не задала себе этот вопрос, потому что понимание романа происходило скорее на каком-то интуитивном уровне. Возможно, это случилось потому, что я в подростковом возрасте была той самой Сесилией, поэтому вопросов не возникло. Но, действительно, нет никаких объяснений почему девочки решились на самоубийство. На последних страницах романа мы читаем выжимку из отчета психиатра, в которой он пишет:

«Причиной суицида явилась комбинация множества взаимодополняющих факторов. <…> Для большинства людей – самоубийство подобно игре в «русскую рулетку». В барабане револьвера крутится только одна пуля. С сестрами Лисбон все иначе. Их револьвер был заряжен полностью. Одна пуля – давление в семье. Другая пуля – генетическая предрасположенность. Еще пуля – неблагоприятный исторический момент. Еще одна – неумолимый рок, тянувшая их вперед инерция. Назвать две другие причины сейчас уже невозможно, но это вовсе не значит, что отверстия были пусты».

Еще, историю мы узнаем из воспоминаний мальчишек-соседей. Это взгляд со стороны. И, мне кажется, в этом главный смысл: сколько бы мальчишки не копали и не пытались узнать причину, у них ничего не вышло даже спустя много лет. Они так и не поняли, что же толкнуло сестер Лисбон на такой отчаянный шаг. Евгенидис будто говорит о том, что никому, кто смотрит со стороны не понять мотивов. Об этом же говорят и слова психиатра, ведь даже он не смог докопаться до правды. Еще одна – неумолимый рок, тянувшая их вперед инерция.

И как бы СМИ не запугивали кровавыми сюжетами людей, им, и всем остальным тоже, никогда не понять в чем же причина. Сейчас, написав это, слышу в голове слова песни «Спасибо» группы «SARA»:

У меня все очень плохо,
И все валится из рук,
А таблетка от невроза -
Это самый лучший друг.
У меня свои печали,
Тараканы и мечты.
Сколько раз, вы б только знали,
Слышу от таких как вы:

У тебя на месте ноги,
Крыша есть над головой.
Есть семья, работа, деньги,
Даже лишний выходной.
Что ты жалуешься, сволочь,
Лучше богу помолись
И скажи ему спасибо
За подаренную жизнь.

Ну какие там проблемы?
Вам конечно лучше знать.
Не пора ли к психиатру?
Свои раны зализать.
Ваш желаний круг замкнулся
На диване и еде.
Я так рада, что вам круто,
Только вам - не значит мне.

В самом конце мы читаем это:

«В конце концов, важно уже не то, сколько им было лет, и не то, что они были красивыми девчонками, - только одно преследует нас теперь: мы любили их, а они не услышали нашего зова. Они и сейчас не слышат его, здесь, в покосившихся стенах детского штаба, когда мы, с поредевшими волосами и круглыми животами, зовем их вернуться к нам из той пустоты, куда они ушли, чтобы навеки остаться наедине с самими собой и навсегда пропасть в одиночестве самоубийства. Это одиночество страшнее самой смерти, и нам уже никогда не найти в его бездонной глубине недостающих звеньев головоломки, которую мы так и не сумели сложить».

Автор говорит о проблеме, которая не оставляет мир. Он говорит о жутком выборе, который, увы, делают многие, уходя в одиночество самоубийства.

Еще очень интересно и гиперболизировано нам показано состояние семьи. Поначалу мы видим аккуратный чистый домик обычной верующей семьи, где у входной двери встречает надпись: "Благослови жилище сие». Но чем ближе к финалу мы приближаемся, тем хуже начинает выглядеть дом. То есть состояние всей семьи показано через их жилище. Оно медленно покрывается пылью и трупиками летних насекомых, с крыши валится черепица, спиливают старый вяз, оставляя только уродливо торчащий ствол.

Отдельно мне хотелось бы остановиться на собственных ассоциациях. О картинах, возникающих перед мысленным взором, когда я читала эту книгу. Вот они:

Атмосфера знойного лета.

Теплые вечера, проведенные на террасе под легким ветерком, и встречи алых закатов с розовыми облаками.

Перед глазами стоит картина золотого заходящего солнца.

Запах свежескошенной травы и меда, слышится далекий лай собак и пение птиц.

Солнечные лучи, пробивающиеся сквозь витраж католического храма.

И, конечно, где-то совсем далеко играет альбом «Tea for the Tillerman» 1970-го…

Так много солнца. А запах цветения напоминает, если хорошенько принюхаться, липкую сладость гниения.