Больше рецензий

30 мая 2023 г. 08:08

753

1 К сожалению, много клюквы.

С нетерпением ждал выхода этой книги на Литрес, в свое время прочел Шпековскую Piccolа Сицилия, был в восторге и ждал такого же искреннего читательского наслаждения. Наконец книга вышла, я ее купил и начал читать. Сначала все вроде было хорошо - знакомые и полюбившиеся герои наконец вместе, плывут в Палестину, чтобы начать новую жизнь, любовь-морковь, у Мориса любимая семья - маленькая приемная дочь, которую он любит без оглядки, красавица жена и многообещающее будущее. Но потихоньку сюжет начинает вихлять - сначала оживили погибшего сводного брата Ясмин, Виктора (к тому же и настоящего отца Жоэль), причем цель, для которой Виктор имитировал свою гибель, весьма мутная и неубедительная. Затем странно себя начинает вести сама Ясмин. Ну а потом начинается Война за независимость в Израиле и вот поперла развесистая клюква. Начинается рассказ про историю третьей семьи Мориса, арабской. Вроде бы эта семья - христианская. И в разных ситуациях реакции вполне понятны - читают "Отче наш", крестятся и т.д. Но при этом без конца поминают Аллаха, употребляют выражение "иншалла", придерживаются исламских традиций, что невозможно в христианской среде, даже арабской и т.д. Автор и не пытался вникнуть в жизненный уклад арабов-христиан, но использует штампы из жизни арабов-мусульман. Ну а дальше начинается совершеннейший разгул махрового антисемитизма и юдофобии. Евреи изображаются взбесившимися зверьми, которые убивают несчастных арабов просто так, расстреливают и насилуют женщин и детей и прочие ужасы. Причем автор опирается на реальные исторические события, но трактует их в духе арабских агиток 40х-60х годов, используя самые чудовищные выдумки, которые арабская пресса того времени использовала с совершенно понятной целью, поднять возмущение и мотивировать на продолжение арабо-израильских войн. Людям, интересующимся этим историческим периодом, знакома подобная трактовка, но от нее уже в 80х годах отказались многие арабские историки, которых трудно заподозрить в симпатиях к Израилю. В общем-то со стороны автора это крайне подлая штука, настолько однобоко оценивать происходящее, причем выдано это крайне эмоционально и талантливо, что вдвойне огорчает. Ведь 99% читателей не придет в голову разбираться, где автор врет, а где описывает реальные события. Судя по отзывам на разных ресурсах, так и происходит, подавляющее большинство читателей готовы проклинать "сионистов-убийц" и рассматривать конфликт, исходя из мировоззрения автора. Да, когда погружаешься глубже в повествование, клюквы все больше, понятно, что автор бывал в Израиле как турист и пишет, как турист, даже не попытавшийся вникнуть в нюансы. И когда он изображает сабр (коренных израильтян), то делает это как человек, не имеющий представления об этих людях. В общем, я дочитал с трудом. И даже сам по себе сюжет, достаточно увлекательный, и трудная история уже не радовали, уж слишком бесили ляпы, клюква и откровенное вранье. Жаль, что из-за таких книг зла в мире становится больше. Несмотря на все мое неприятие, не могу не признать, что написано талантливо и увлекательно, но от этого еще хуже, ведь очень и очень многие безусловно примут сторону автора и шовинизм в мире будет только расти.

Комментарии


А Вы знаете объективные книги на эту тему?


Вы знаете, вот прямо чтобы одна объективная книга была, таких не знаю. В свое время интересовался вопросом, прочитав исторические труды с еврейской стороны, захотелось узнать и другую точку зрения, поэтому читал разные материалы, благо интернет-переводчики сейчас стали достаточно продвинутыми, поэтому читал и французов (они обычно очень проарабские) и относительно нейтральных англичан и американцев. Французские и английские переводы арабских историков (электронные переводы с арабского, как и с иврита, очень плохие). Английские переводы "новых историков" из Израиля, они тоже крайне проарабские. Поэтому, как мне кажется, собрал разные взгляды. И сформировал мнение. Я не уверен, что вам захочется так же глубоко погружаться))).


Любопытно, что исторические труды и худ. книги с еврейской стороны доступны и достаточно известны (недавно как раз попалась на глаза Леон Юрис - Исход ), а вот назвать что-то с точки зрения арабов уже сложнее, если судить по тому, что вам пришлось на оригинале литературу читать. При том, что у нас традиционно скорее проарабски настроения популярны.

Я на подобную тему встречала лишь мельком упоминания в Амос Оз - Иуда и у Хомского весьма критическое отношение к Израилю Ноам Хомский - Как устроен мир , было бы любопытно разобраться лучше в предпосылках конфликта и его развитии


Исход и Иуда, все-таки художественные произведения. И в силу закона жанра не могут претендовать на какую-то точность. Но они, в отличии от Улицы Яффо, все-таки не трактуют так однозначно исторические факты. Хомский - левый радикал, с несколько притянутыми за уши теориями (с моей субъективной точки зрения). Но теории Хомского настолько хорошо ложатся в канву верящих во всемирный заговор и прочие герметичные теории, что популярность его идей совершенна понятна.
И с моей точки зрения, попытаться разобраться в истоках конфликта не только любопытно, но и необходимо. Тогда становятся понятны конфликты Карабаха. обеих Осетий, Абхазии и Грузии и многих других. Мотивации в целом очень похожи, потому что люди не меняются.


попытаться разобраться в истоках конфликта не только любопытно, но и необходимо

да, но где подходящая литература на русском, которая показала бы ситуацию с двух сторон?


Чего нет, того нет, к сожалению. И это действительно странно.


Для людей, которых интересуют факты, есть как минимум Википедия, ну а там можно копать до бесконечности. Это же художественная литература. И вот такой взгляд у автора. Почитали, узнали и.... вероятнее всего забыли.


Я считаю это крайне подлым, прикрываясь художественной литературой, преподносить столь однобокую точку зрения. Про глубинность арабо-израильского конфликта люди знают очень мало и скорее симпатизируют арабам, особенно в России и Европе. И это такой подарок - как бы исторические факты, где евреи - взбесившиеся звери. И 90% читателей даже не придет в голову проверить сей факт. Просто в силу устоявшихся взглядов. Если сегодня в Европе кто-то начинает писать про Волынскую резню (геноцид поляков на территории Западной Украины силами УПА), то тут же раздается дикий ор, что этого не было, это передергивание и т.д. И новая этика это позволяет. Раз участники УПА сейчас в Украине новые герои, то и упоминать про такие факты стыдно. Аналогия грубая, но вполне подходит. Да, Википедия тоже может быть однобока, зависит от позиции автора статьи.


Мне книга показалась безмерно затянутой, нудной и нединамичной. После прочтения первых двух романов, я к Шпеку прониклась симпатией. Но после "Улицы Яффо" даже не знаю, захочу ли еще его брать в руки, если он что-то напишет.


Не могу не согласиться. Дочитывал с трудом.