Больше рецензий

4 марта 2014 г. 17:47

405

5

Вот уж год пролетел, как я прочла сей труд, однако рецензия на такую книгу, как дети у слонов и броненосцев, рождается не сразу.
Как я не раз уже говорила, писать рецензии на книги Пелевина невероятно сложно, а тут ещё и другой Пелевин, тысяча чертей!
И путать их не надо - они разные! Это я вам открыто говорю, как поклонница творчеств Пелевиных. В мировой литературе было и есть два Толстых - Алексей и Лев (ещё к ним Татьяну Толстую добавить, и почти что "Три Толстяка" получится); два Элиота - Томас и Джордж (при том что один из них Томас, а второй женщина); два Барта, Ролан-философ и Джон-писатель и т.д. и т.п.
Так и с Пелевиными: один Александр, второй Виктор, один из Петербурга, а другой из Москвы. Ну и хватит уже об авторе, теперь поговорим о книге.
Действие происходит... правильно, в Петербурге. Роман вмещает в себя две плоскости - Петербург исторический и Петербург нынешний (две тысячи какой-то год). Причем хоть и рассматриваются они диахронически и синхронически, на каком-то этапе эти два Петербурга встречаются, и как знать, может это не два, а один Петербург, многоликий, чудесный и волшебный. Возможно через сотню лет мы сможем говорить и о Петербурге Пелевина наравне с Петербургами Пушкина и Достоевского, однако здесь этот город мистический, прекрасный и такой близкий одновременно. Кафка написал "Процесс", памятуя о лабиринтах родной Праги, в "Здесь живу только я" главному герою суждено блуждать в родном Петербурге. Из названия, вооружившись постмодернистическим скальпелем, тоже можно вырезать постмодернистический смысл. "Здесь живу только я" - это субъективная история, рассказанная от лица горожанина, его личный взгляд и отношение к родному городу, а возможно и история одиночества человека в большом городе, а может быть и ни то, и ни другое, а лишь сам автор знает что на самом деле.
Не могла ничего с собой поделать, мысленно сравнивала слог автора с Леонидом Андреевым. Так же чувствуется Виан, он прямо сквозит со страниц. Взять хотя бы гипноторт, подаренный Смородинову - ну не прелесть ли? Сразу вспоминается пьяноктейль из "Пены дней". Или кот, поедающий жёлтые тюльпаны. Но это лишь малая часть сюрреализма, не буду раскрывать всех карт.
Ну и как бы там ни кричал Ролан Барт, что мухи и котлеты отдельно автор и роман отдельно, в "Здесь живу только я" от Александра Пелевина никуда не деться. Котики, Ленин, родной город писателя, отвращение к таким словечкам как перфоманс и даже чай Лапсанг Сушонг - всё это нити, ведущие к личности автора, разносторонней, многогранной, как и его книга.
Одно только печалит: на сегодняшний день это пока что единственная книга поэта и писателя, а хочется ещё!
P.S. Всем прочитавшим книгу гарантируются лучи добра, бобра и вомбата!
P.P.S. Пока писала рецензию, захотелось перечитать.
P.P.P.S. Пока писала рецензию, захотелось в Петербург...

Комментарии


В мировой литературе было и есть два Толстых - Алексей и Лев

*вредным голосом* Ты Алексея Николаевича или Алексея Константиновича имеешь в виду? И кому из них в праве на существование отказываешь?
*надувшись* Я обоих люблю. В отличие от Льва Николаича.


Вот кошмар, опростоволосилась.
И чего они все под одной фамилией писали-то! =))) Но суть та же, Алексей и Лев, а то что два Алексея - это как в алгоритме, ещё один подраздел *типа выкрутилась*


Нумерованный список двух уровней:
Толстой:
1. Лев
2. Алексей
2.1. Алексей Николаевич
2.2. Алексей Константинович
3. Татьяна
:))

Ну, извини.


Вот теперь и наглядно, и понятно!


Не нашла его на флибусте (((


А нигде нет. Вот только тут. Если бы кто залил...