Больше рецензий

synee_oblako

Эксперт

в области прокрастинации

26 мая 2023 г. 20:35

224

4

Это книга, которую хочется рекомендовать с оговорками, чтобы она нашла своих читателей и не раздражала тех, кому точно не подойдёт. Она, конечно, не на каждый зуб и скорее для тех, кому исторические романы интересны, кто достаточно глубоко погружён в историю Франции. И я бы не делала её первым из прочитанных произведений такого жанра, так как можно подумать, что они все такие: чуть суховатые, сумбурные, занудные и на капельку себе на уме, эгоистично погружённые в себя и свои события, не пытаясь объяснить всё. Но нет, это характерные детали именно для Королевской аллеи - и этим она запоминается. В перечислении имён, титулов, родни, владений и должностей легко потеряется даже профессионал, досконально разобравшийся в хитросплетениях французской аристократии времён Людовика 14. Тут эта потерянность нормальна, это нужно было просто отпустить, ожидая, когда книга в дальнейшем расставит всё на свои места и поможет запомнить основные лица. Либо всё надо сразу записывать, что ещё лучше. Сделать целую табличку "Кто - титул - кому приходится кем - в чьей партии". Но тогда не удастся таким потерявшимся читателем полностью погрузиться в происходящее, бродя в нём как в зачарованном лабиринте, узнавая и не узнавая знакомые места.
Это что касалось минусов.

О хорошем: язык и эпоха. История, как она есть, без прикрас. Книга о том, что королевский Двор - сточная яма. О том, что французские короли имели официальных фавориток, о которых все знали, узаконенных бастардов, миньонов. О том, как, старея, наскучивая, любовницы подкладывали в постель к королю своих племянниц и протеже, чтобы не потерять своё место и своё влияние. Потому что, как было сказано хорошо в другой книге, затрагивающей эту тему: "Ты же понимаешь, как устроена придворная политика. Тот, кто хочет чего-нибудь добиться от короля, обращается к королеве". Причём королева, конечно, та, которая с королём спит, а не та, которая носит корону. Коронованная живёт в своём мирке, рожает детей, имеет собственный Двор и, пока любовницы меняются, остаётся на своём месте, молча принимая правила игры. А вот фаворитки... о, это гадючье кубло, но кубло интересное, наполненная персонажами разных характеров и разных, но в целом схожих судеб.

Также эта книга развенчает множество мифов о жизни во дворце и вообще с головой окунёт в настоящую атмосферу 17-18-го веков при дворе Людовика 14. Разврат, измены, бастарды, убийства, колдовство, интриги, аристократы самых благородных кровей живут в каморках на антресолях без окон и отопления, чтобы только иметь возможность попасться на глаза королю. А при всём этом ещё и носят маски показного благочестия, внимательно слушая, что адьюльтер - это грех, но полагая, что иногда на это можно закрыть глаза.
Книга о том, что быть фавориткой короля - это не только про купание в роскоши, любовь и прочие прелести, но и адский труд. Это ты в любое время дня и ночи должна быть готова встать, одеться, бежать куда прикажут, переезжать из одного дворца в другой 3 раза в день, веселить, развлекать, не жаловаться, даже если у тебя температура под 40. В твоей комнате меняют обстановку без твоего ведома, тебе не разрешают закрывать окна, потому что это нарушает геометрию фасада, тебя поносят на улицах и за спиной, как женщину очень низкой морали, которая неправильно влияет на короля. А награда... вот то самое влияние, возможность поставить своих людей на ключевые точки, выпросить родственникам хорошие должности и царствовать при дворе. Ну ещё и король в любовниках. Но этого хватало, многие стремились. Кто-то был лучше, кто-то хуже.

Героиня этой книги родилась в тюрьме, просила подаяние и была бедной родственницей, не имевшей приданого, но стала второй женой короля (предварительно воспитав его детей от предыдущей фаворитки) и прожила с ним в браке 30 лет. Вроде как он её даже любил на свой манер, вполне себе успех. Однако путь этот был долог, извилист и мало напоминал сказку. Как раз об этом Франсуаза д’Обинье, маркиза де Ментенон, какой её увидела автор, и ведёт повествование. Оказавшись на пороге смерти, она собирает все свои воспоминания, а вспомнить там есть что. И её злоключения, размышления о прожитой жизни, о том, что в ней ценно, а что - не очень, действительно увлекают, не в последнюю очередь благодаря красивому языку, умелым описаниям и насыщенности происходящего. Тут даже Людовик 14, который мне не очень симпатичен, прописан так, что начинает нравится и становится более понятен. Его жалеешь, им проникаешься, как и многими прочими персонажами, даже если их роль скромна и не обширна. Проникаешься не потому что они хорошие люди, а потому что люди в целом - и в этом есть заслуга Франсуазы, которая, несмотря ни на что, умела сострадать и пыталась жить так правильно, как понимала это: делая ошибки, набираясь опыта, мечтая о том, чего так и не получила, но до последнего умея видеть прекрасное.