Больше рецензий

26 мая 2023 г. 19:25

119

3.5

В предисловии автор рассказывает, что книга состоит как бы из нескольких частей: первые восемь глав он написал в возрасте около 22-23 лет, остальные же добавил позднее, а первые — отредактировал, но в сущности сильно не менял. И это деление книги на две части достаточно заметно.

Первая часть — написана очень вдохновенно. Пожалуй, это основная её задача — вдохновение к боевым искусствам. Но, читать было сложно, в том смысле, что ключевые мысли отражены в названиях глав и ровно ничего нового в их содержании читатель не узнаёт. Высокий уровень информационного шума.

Вторая часть мне понравилась больше, она более содержательна. Присутствует классификация боевых искусств от автора, его же типология воинов, анализ Брюса Ли и эссе на тему что есть боевые искусства для автора, почему он пришёл к этому и каково его отношение к двум полярным типам боевых искусств.

Под спойлер — краткий конспект второй части книги.

спойлер

6 архетипов воина:самурай, ниндзя, искатель, отшельник, ронин, воин племени

Классификация боевых искусств:

• Перформативные

Красота движений, «боевой танец» (но не слишком боевой)

Ушу, многие китайские стили, большинство видов кунфу, капоэйра

• Внутренние

Тайцзицуань, пакуа, хсинг-и, айкидо

ци, равновесие и гибкость, формы - здоровье и физическое состояние

Не столько про реальный бой или самозащиту, сколько осознание своей энергии энергии других

• Оружейные

Фехтование, кобудо, кэндо, иайдо (вытащить меч из ножен и максимально быстро нанести смертельный удар), кюдо (лук), калариппаятту, ниндзюцу, кали (эскрима) (короткое оружие) (более практичное в современном мире)

• Самозащиты

Больше на самозащиту в жизни, чем про спортивное соревнование

Джиу-джитсу, вин-чунь, кун-фу сан-соо (больше спонтанного формата боя), силат, джит-кундо, хапкидо, хварангдо

Отработка в заданных условиях - неясно, будут ли работать приёмы в реальных условиях, с несотрудничающим противником

Меньше спарринга, чем в единоборствах, поэтому уровень подготовки ниже

• Единоборства

Спарринги. Ограниченный набор приёмов против ограниченного количества целей.

Древняя Греция - захваты (борьба), удары (кулачный бой), их сочетание (панкратион).

Причины перформативных и внутренних - угнетение китайскими властями боевой стороны и переориентация (чтобы не было боевой оппозиции), а также нежелание учителей делиться познаниями с учениками, секретность.

— Позиция автора: предпочитает единоборства, поскольку в них больше встречи со страхом. Для него боевые искусства это пот — чтобы вывести "умственные токсины" и перевести в физическое сильные эмоции. Мотивы к борьбе автора: одиночество и желание дружбы, "настоящих людей", больше глубины, сильных эмоций, чего-то "настоящего".

свернуть

Название книги раскрывается, хоть и одной простой мыслью — страх мешает действовать в жизни и самореализовываться. Боевые искусства, особенно единоборства, дают встречу со страхом в наиболее архаичной форме — как со страхом физической безопасности. И это помогает расти и изменяться.

И, пожалуй, вынесу несколько цитат в рецензию, которые иллюстрируют, как именно помогают боевые искусства (проживание этого опыта через тело, а не интеллектуально):

Соревнование в единоборствах учит тому, что как бы хороши вы ни были, всегда найдётся кто-нибудь лучше или удачливее. Неважно, сколько вы готовитесь, всё равно осознаёте, что все проигрывают. Все умирают. В конце концов, никто не уйдёт. Это самое важное, чему нас могут научить единоборства.
Парадоксально, но только когда вас больше не волнует победа или поражение, когда вы уже готовы оставить всё, что у вас есть, на ринге, и когда мысль о смерти вас ничуть не беспокоит, тогда вероятность победы и выживания намного увеличивается. Без привязанности нет страха, а если у вас нет страха, вам остаётся только встретить противника.
Типичная поговорка бойцов: "Чем больше я тренируюсь, тем больше мне везёт". Очень верно, а я бы ещё добавил: "Чем меньше я тренируюсь, тем лучше себе кажусь".

Иными словами, боевые искусства — путь к этим состояниям. Принятие того, что всегда будет кто-то лучше, сильнее, мудрее, богаче, удачливее и пр.. — не бояться поражения; то, что проверяешь себя в практике — и только так достигаешь оптимальной самооценки. И состояние "без привязанности, без страха" — это отличное состояние для любого "боя" или боя в жизни.

К прочтению могу рекомендовать, но важное примечание — вдохновенная, но не содержательная первая часть из восьми глав плюс познавательная, но для меня лично не особо интересная глава про Брюса Ли. А вот типология, классификация и эссе автора — мне подошло.