Больше рецензий

BakowskiBabbitts

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

25 мая 2023 г. 17:33

778

2 Нет, ну вы представляете, ему не понравился сам Умберто Эко!

На восходе своей популярности, когда из-под пера Александра Дюма еще только-только выпрыгивали всеми нами любимые литературные герои, шедевры будущего мастера приключений поглавно печатали в газетах и журналах. Говорят, читающая публика была в восторге и растаскивала последующие номера газет в считанные минуты. А еще злые языки добавляют, что у французского классика был заключен контракт с издательством на построчную оплату его труда. Ох, уж этот обыватель, вечно считает свои деньги в чужих карманах. Но, обыватель пошел дальше счета и задался вопросом: - А как без лишнего труда увеличить количество строк в своем произведении?
Правильно, друзья, сразу чувствуется, что вы завсегдатаи литературного сайта, Дюма нужно было увеличить количество диалогов! Он это и сделал. Причем сделал гениально.
Впрочем, поначалу в Александр Дюма - Три мушкетера
он совестился и диалогов было не так чтоб уж много. Но, видя свою популярность среди читателей и понимая, что издатель даже не пикнет, Дюма слегка обнаглел и продолжение мушкетеров Александр Дюма - Двадцать лет спустя состояло чуть ли не на 80% из диалогов!
Давайте дадим несколько примеров, которые я взял выборочно из книги французского классика:

"– Ну, – сказал д’Артаньян, полагавший, что настало время приступить к допросу, – начнем по порядку: известно ли тебе, где Атос?
– Нет, сударь, – ответил Планше.
– Черт! Известно ли тебе, где Портос?
– Тоже нет.
– Черт! Черт! А Арамис?
– Ни малейшего понятия.
– Черт! Черт! Черт!
– Но, – сказал Планше лукаво, – мне известно, где находится Базен.
– Как! Ты знаешь, где Базен?
– Да, сударь.
– Где же он?
– В соборе Богоматери.
– А что он делает в соборе Богоматери?
– Он там причетник.
– Базен причетник в соборе Богоматери! Ты в этом уверен?

А вот еще один прием, который используется чуть ли не в каждом романе:

"– Разве вы не знаете его стихотворения «Я думал»?
– Нет, – сказала герцогиня де Шеврез.
– Нет, – сказала мадемуазель Скюдери.
– Нет, – сказала мадемуазель Поле.

И вот вы уже в предвкушении, что сейчас Серега будет громить французского классика.
Да?
Нет, читатель.
Наоборот.
Я хочу похвалить Дюма, ибо он просто гений, который и через 150 лет продолжает доставлять удовольствие своим читателям. Дюма читали, читают и будут читать, как бы не бесились некоторые снобы - историки. И любят его, в том числе и за эти диалоги, настолько гармонично они вписались в общую канву повествования.
Зачем я в рецензии на книгу Умберто Эко рассказываю байки о Дюма?
А потому что данное произведение итальянского писателя в противовес Дюма - это яркая примета нашего времени, хорошо описанная в книге Джон Де Грааф, Дэвид Ванн, Томас Х. Нэйлор - Потреблятство. Болезнь, угрожающая миру
Попытаюсь объяснить и увернуться от гнилых яблок, запущенных в меня почитателями итальянца.
Итак, как пишет интернет - энциклопедия Умберто Эко это:

"итальянский учёный, философ, специалист по семиотике и средневековой эстетике, теоретик культуры, литературный критик, писатель, публицист"

И в первую очередь он известен нам, читателям, двумя своими хитами, выпущенными в 80-е годы 20-го века Умберто Эко - Имя розы
Умберто Эко - Маятник Фуко
И бывает так, что человек взойдя на вершину литературного мастерства, уже не может повторить своего успеха. А ведь издатель требует или просит, ох как бы хорошо к определенной дате, к открытию книжной ярмарки, мэтр, напишите хоть что-нибудь.
И мэтр пишет "что-нибудь" с множеством страниц.
И его конечно покупают.
Имя Умберто Эко на обложке, старая любовь, интеллектуал не может написать плохо и т.д. Сколько аргументов, чтобы обыватель потреблял!
Коротко о сюжете.
Главном герою, Джамбаттиста Бодони около 60 лет. Он успешный букинист, примерный семьянин, проживший со своей супругой 30 лет и имеющий не только двоих детей, но и еще трех внуков. Насчет примерности, я конечно немного преувеличил, ибо у каждого итальянского героя должна быть еще и любовница.
И вот Бодони в результате инсульта частично теряет память. По советам врача и собственной жены он уезжает в загородное поместье, забирается на бездонный чердак и перебирает барахло, которое должно помочь восстановить главному герою его память.
А дальше практически на протяжении всей книги Бодони разбирает свои детские книжки с картинками, комиксы, коллекции марок, приключенческие романы, читает газетные вырезки и слушает старые грампластинки. Все эти перечисления сопровождаются цветными иллюстрациями, что естественно увеличивает стоимость книги.
Выглядит абсурдно?
Если не знать природы нашего рынка, рассчитанного на потребление.
И народ сего мира, будь он христианин, католик или православный, все равно будет нарушать заповедь, в которой сказано "Не создай себе кумира" и будет потреблять сей продукт, ибо на обложке значится Умберто Эко.
Ах, да, забыл, как истинный интеллектуал, Эко рассказывает о пропаганде фашистов, которая очень влияла на итальянских детей и как детишки были доверчивы к этой пропаганде. Но, повзрослев, конечно все стали антифашистами, особенно когда американские войска высадились на Сицилии, а Муссолини повесили вниз головой. Нда, легко у них там на Западе, был фашистом, стал антифашистом. А потом наоборот. Главное вовремя понять, кем быть.
Ну а финал сей печальной повести Эко и вовсе превращен в какой-то сюрреализм. Впрочем, сейчас в век потребления всю свою литературную импотенцию принято прятать под таинственным термином постмодернизм. Написал человек откровенную ерунду, а я слышу возгласы, вы ничего не понимаете, это же постмодернизм.
Эх, жалко читателя.
- Вы читали Эко?
- Какого Эко?
- Ну Умберто Эко!
- А, того самого Умберто Эко?
- Да, да, того самого Умберто Эко!
- Да, читал.
- И вам понравилось?
- Мне?
- Да, вам.
- Честно?
- Желательно.
- Если честно, то не понравилось.
- Серьезно?
- Серьезно.
- Бог мой, вам не понравился сам Эко?
- Да, не понравился.
- Как жаль.
- Ох, а уж мне как жаль.
Все, стоп, читатель, а то я так до утра напишу целый роман.

Комментарии


Отличная рецензия! ))) Я пока Эко ничего не читала, но не тянет, боюсь написать такую же рецензию :D

А почему вы решили эту книгу прочитать? По рекомендации?


Отличная рецензия! )))

Благодарю, я старался)

А почему вы решили эту книгу прочитать?

Во всем "виновата" библиотека, я обычно беру книг 8 по истории и политике и 1-2 художку. Покупать я бы Эко точно его не стал.
Ну в этот раз решил приобщиться к интеллектуальной литературе. Не получилось))) Хотя, лет 15 назад зашел его "Маятник Фуко", где он стебется над конспирологами.


Я с Эко тоже на Вы, поэтому критику поддерживать не буду. Но вот наблюдения по поводу Дюма и французской лит-ры вообще очень верные. Просто диву даёшься, куда ухнула французская литература, не только биллетрист Дюма, но и Золя, Гюго, Мопассан? Современные Мюссо, Гавальда. Я не понимаю, как французы это читают. Мне всё думается, что они специально пишут для изучающих французский язык, чтобы ну хоть что-то было бедным студентам почитать...

Я уже сколько книг перечитала разной степени серьёзности на франсэ, а биллетриста Дюма одолеть без русского перевода не могу, тысяча чертей!

Ну а если совсем придираться, то авторство Дюма спорно, его соавтор его здорово потроллил. Вот его скромная могилка. Таланта и сложности их литературы это, конечно, не отменяет, как и печальной тенденции.

o-r.jpg


поэтому критику поддерживать не буду

А я же критиковал только данный роман, который как мне кажется просто вымученно написан Эко в нулевых. Мне кажется Эко исписался, но это лишь мое мнение, о литературных вкусах я спорить точно не буду, это не история)))

то авторство Дюма спорно

О, вы об Огюсте Маке, конечно же я о нем слышал, когда-то я входил в "Клуб Дюма" и приходилось читать все о "Трех мушкетерах". Мне кажется это вечный спор. Я не буду гуглить но насколько я помню Маке подавал в суд и проиграл?
Суть в том что Маке и еще пару-тройку человек приносили Дюма так называемые "болванки", которые Дюма огранивал.


Да я удивилась, насколько Дюма оказался сложен. Что там писать-то, казалось бы в этих мушкетёрах.... И это люди читали для развлечения, хотя, может и было что полегче, до нас просто не дошло. Но я как-то после того как прочитала послесловие "Двух Диан", что эти женщины никогда не встречались в реальности, бросила его читать.


Да, тоже помню эти бредни Эко про признаки фашизма... Кто бы говорил. ))
Но вообще вот этот конкретный роман - экспериментальный, просто развлечения мэтра с формой и стилем, как я понимаю - автор, который всего достиг и может себе все позволить. ))


Но вообще вот этот конкретный роман - экспериментальный

Есть такая поговорка, сначала ты работаешь на свое имя, а потом имя работает на тебя, конечно ей можно все оправдать, но с другой стороны если он экспериментирует значит мы подопытные кролики?)))


Ну, для таких экспериментов есть своя целевая аудитория - фанаты/адепты боллитры, всяких стилевых изысков, все такое. ))


Я тоже не люблю Эко, для меня он скучен и неинтересен. Увы...


А я вот помню "Маятник Фуко" мне зашел, правда это было лет 10-12 назад, но его Эко написал в 80-е.


Бесспорно, "Маятник" хорош, но до уровня "Имя розы" ни один из последующих романов Умберто Эко явно не дотягивает, возможно это только моё субъективное мнение)


Все говорят: "Имя Розы, Имя Розы", иногда "Маятник Фуко", а про эту книгу даже не слышал, возьму на заметку, почитать, после двух, указанных книг