Больше рецензий

22 мая 2023 г. 12:21

632

3

Оказывается ,это только первый роман о Гойе, есть еще второй, которого у меня нет.
В предисловии нам обещают становление художника. Несмотря на то, что оно таки есть в романе, меня оно однако несколько разочаровало. Гойя на начало романа уже маститый художник, уже имеет признание у грандов Испании. Ему заказывают портреты, и он их пишет, но в своей манере. Гойя никогда ни под кого не подстраивается, он рисует, как видит, и часто портреты оказываются довольно обидными, ибо Гойя не приукрашивает. Но спрос на портреты есть - и Гойя не бедствует.
Со временем - где-то к середине романа - Гойя становится придворным живописцем короля Карла и королевы Марии-Луизы. При этом он опять же не пытается подольстить правящей чете, наоборот, написав "Семью Карла", он показал их совершенно непривлекательными. Но королевской семье понравился этот групповой портрет, и Гойя назначен придворным живописцем - это высокое положение и большие деньги. Примечательно, что художник, несмотря на высокое положение, вхожесть в салоны и довольно близкие отношения с испанской знатью, сам он их не очень-то уважает. При том, что именно они вытаскивают его задницу из больших передряг - например, из суда Великой Инквизиции. На дворе конец 18 - начало 19 века, во Франции свершилась революция, а в Испании вовсю властвует инквизиция. Гойя трижды встречается с инквизицией: дважды его приглашают (предупреждают) быть свидетелем на аутодафе знакомых ему людей, причем второй раз - его друга аббата, дона Дьего. В третий раз Гойю вызывают уже на суд, и лишь вмешательство дона Мануэля, Князя Мира, поспособствовало защите художника от инквизиции, и крамольные его рисунки попали в руки королевской четы как подарок. Это при том, что Гойя в рисунках, которые назвал "Капризы", изобразил много известных лиц, включая королеву. И королева это проглотила - потрясающее умение владеть собой.
Если в плане профессиональном Гойе везет, и его дерзкие картины и картинки принимаются публикой на ура, то в семейной жизни у Гойи не ладится. Впрочем, имхо, он сам виноват: больше внимания надо было уделять детям и жене, этой спокойной и доброй Хосефе, вместо того, чтобы скакать по любовницам - Пепе и Каэтане. Вообще не понимаю, почему в Испании того времени считалось нормальным иметь любовниц при жене, да еще и так, чтобы весь свет знал об их связи! Роман очень подробно рассказывает о любовных приключениях Гойи, о его отношениях с женщинами, которых он рисовал то в виде ведьм, то в виде ангелиц, то махами (род женщин из простонародья). Примечательно, что отношения с Пепой у него были ровные, до того момента, пока он практически собственноручно не продал ее дону Мануэлю, а как только Пепа становится любовницей Князя Мира, она начинает соперничать с самой королевой и знатно возвышается и задирает нос. Каэтана тоже соперничает с королевой, в отличие от королевы, Каэтана красива и кичится этим. Её отношения с Гойей очень нервные, это страсть и скандалы, она изменяет своему мужу с Гойей и изменяет Гойе с другими, она спроваживает на тот свет собственного мужа, когда он начинает ей мешать, сближается с доктором Пералем, зля этим Гойю. Каэтана требует от Гойи особых портретов, которые он таки рисует, ставя себя под удар инквизиции.
К концу романа Гойя практически остается один. Умирают его жена, дочь и сын, умирает его друг Мартин, умирает и Каэтана, неудачно вытравив ребенка от Гойи после ссоры с ним. Сам же Гойя глохнет все больше, и теперь уже с ним можно говорить только посредством тетрадки. Это прямо примечательно: чем более популярен и известен становится Гойя, чем больше ему позволяют на поприще искусства, тем более отдаленным ото всех он становится, глухота усиливает его одиночество даже среди друзей.

Здесь должен быть какой-то вывод, но его не будет. Второе название романа - "Тяжкий путь познания", на мой взгляд, себя не оправдал. Познания ЧЕГО ? Настолько ли он тяжек? Мне так кажется, что Гойя прямо взлетает на крыльях к высотам успеха. Познание мира? Не уверена, что Гойя так уж его познает, он в принципе к миру не особо благостно настроен, я не увидела изменения в его взглядах на мир. А то, что молодые и горячие головы типа Кинтаны-поэта считают Гойю революционером, это далеко от истины. Гойя не желает связываться с политикой и далек от нее, для него важно только его искусство. Так что что он там познает? Разве что самого себя, своих чудовищ, которых рождает сон разума.

Возможно, будь у меня второй роман, мне бы удалось проследить до конца историю художника. А так роман обрывается как раз на фрагменте, когда Гойя преподнес свои рисунки королю и королеве, чем очень обидел Марию-Луизу, которую он на них запечатлел. Он собирается писать картину "Сатурн, пожирающий своих детей". Последняя картинка - входит Агустин, друг и помощник Гойи, и обнаруживает художника в рабочей блузе готовым к рисованию. На этом все.

Ну и отдельно мне хочется сказать про оформление романа. В моем издании есть несколько гравюр Гойи, в том числе те, что упоминаются в тексте. Некрасивое и мрачное искусство, местами даже страшное. И сюжеты довольно мрачные, но злободневные. Очень много изображений священников и инквизиторов, всякой знати. Не удивительно, что инквизиция взъелась. Ну и еще одна особенность - каждая глава кончается куском не то стихотворным, не то ритмичной прозой. Как по мне - совершенно лишняя вычурность, мешающая восприятию.

"Собери их всех"