Больше рецензий

Prosto_Elena

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

21 мая 2023 г. 21:13

215

5 Мы находимся в мире, в котором все больше и больше информации и все меньше и меньше смысла.Бодрийяр

Данное эссе является откликом на книгу Фуко "Воля к истине", где Фуко затрагивает тему эволюции дискурса секса и власти  в социуме.

Чтобы понять Бодрийяра, необходимо схематично остановиться на идеях Фуко, которые свидетельствуют о том, что он не согласен с "репрессивной гипотезой", согласно которой обсуждение секса подвергалось табуированию на более ранних этапах развития социума.

Наоборот, тема секса и сексуальности сознательно властью подчеркивалась, людей заставляли говорить о сексе.  Как доказательство Фуко рассматривает традицию исповеди, где надлежало обсуждать запретные темы. Впоследствии церковь уступает место медицине, психоанализу. Постепенно формируются правила семейной жизни, как главное условие продолжения рода. Появляются специалисты, утверждающие, что обладают знанием о сексе. Они предписывают  некие модели поведения в виде советов, рекомендаций, мнений. Таким образом, если ранее существовал лишь рестриктивный закон "нет", то позже рождается новая форма управления, основанная на неких знаниях. Аналогична ситуация и с властью в целом. Власть больше не понимается в терминах господства и подчинения. Власть теперь продуктивна и деятельна, она сама порождает смыслы, основанные на знании. Власть не господствует над нами. Власть окружает нас, регулируя наше поведение. У власти теперь нет центра, она рассеяна в социуме.

Бодрийяр не согласен с такими выводами. Он уверен, что Фуко


"только потому и способен создать такую восхитительную картину, что действует в пределах той отходящей в прошлое эпохи (может быть, именно той «классической эры», последним динозавром которой он и был)"



Бодрийяр считает, что Фуко так красноречив в отношении "распыленной", обволакивающей нас со всех сторон власти, только по тому, что реальная власть уже мертва.


"… дело не просто в рассеивании власти, а в том, что она полностью, пока еще непонятным для нас образом, растворилась, обратившись в свою противоположность, самоустранилась или обрела гиперреальность в симуляции, неважно, но что-то произошло на уровне власти, что Фуко не может уловить изнутри своей генеалогии…"


То же самое Бодрийяр видит в отношении сексуальности.


"Секс, подобно человеку или социальному, имеет свой срок. 
(...)  А что, если секса больше не существует в самом сексе? Без сомнения, сексуальное освобождение, порнография и т.д. – все это свидетельствует, что мы присутствуем при агонии сексуального разума."

Что приводит к концу бессознательного? Психоанализ. Выставленность интимного напоказ. Что положило начало конца классовой борьбы? Классовый анализ. Марксизм, представивший  классы публичному обозрению. Что губит власть? Анализ власти, предпринятый Фуко. То, что высказано словами в теоретической речи, уже мертво.

"Когда я говорю о времени, его уже нет", - Аполлинер.

"Когда столько говорят о власти, это значит, что ее больше нигде нет", - Бодрийяр.

В нашем мире всё должно быть сформулировано, произнесено, произведено, т.е. материализовано.

Бодрийяр считает:

"Производить - значит насильственно материализовать то, что относится к другому порядку"


Европейская культура замечательна тем, что умеет переводить внутреннее в порядок внешнего. Но внутреннее опустошается на фоне того,  что внешнее облагораживается.

Внутреннее Бодрийяр называет "соблазном", "тайной". Обнажение тайны - это "непристойность" социума.


"Все должно производиться, прочитываться, становиться реальным, видимым, отмечаться знаком эффективности производства, (...)   всё должно быть сказано, аккумулировано, все подлежит описи и учету: таков секс в порнографии, но таков, шире, проект всей нашей культуры, «непристойность» которой – ее естественное условие, культуры показывания, демонстрации, «производственной» монструозности (одной из форм которой является «признание», так хорошо проанализированное Фуко)"


Внутренняя тайна, душа распалась, человек низведён до рабочей силы, до тела.

Отныне больше не говорят: “У тебя есть душа, и ты должен ее спасти”, - но говорят так: “У тебя есть пол, и ты должен знать, как его правильно использовать”; “у тебя есть бессознательное, и ты должен научиться его освобождать”; “у тебя есть тело, и ты должен научиться им наслаждаться”; “у тебя есть либидо, и ты должен знать, как его расходовать”...



Бодрийяр остаётся верным своей теории симулякров. Симулякр не противопоставляет красивое и безобразное, а отыскивает более красивое, чем красота. И более безобразное, чем безобразность.


"Сама власть никогда не воображала себя властью, и тайна великих политиков заключалась в том, чтобы знать, что власть не существует.(...) Знать, что она только перспективное пространство симуляции,(...) что она – симулякр, и потому что она превращается в знаки и измышляет себя, исходя из знаков… Этой тайной несуществования власти, тайной великих политиков, также владеют и великие банкиры, которые знают, что деньги – это ничто, что денег не существует, и великие теологи и инквизиторы, которые знали, что Бог не существует, что Бог мертв. Это дает им невероятное превосходство."


В итоге Бодрийяр заключает, что власть - это нечто, подлежащее обмену.   Её уже нельзя рассматривать в системе связи «желание – подавление». Обозначенное Фуко сближение власти, знания и секса есть гибель и знания, и власти, и секса. А это - гибель всему социальному.

Бодрийяр утверждает, что единственный способ понять власть – это признать ее обратимый характер. Обратимость власти подразумевает размытие границ между тем, кто проявляет власть, и тем, над кем она проявляется. В таком случае уже нельзя говорить об однонаправленности власти. Здесь скрыто влечение к хаосу.

Подчинение власти уже не воспринимается как акт насилия, а переживается как естественная данность, необходимая для жизни в обществе. Власть через символическое принуждение прививает стереотипное поведение, речь и образ мышления.

Бодрийяр как всегда пессимистичен в своих прогнозах:


"Во всяком случае, власть – иллюзия, истина – иллюзия. Все существует в молниеносном ракурсе, где заканчивается полный цикл накопления, власти или истины. Нет никогда ни инверсии, ни субверсии: цикл должен быть завершен. Но это может произойти мгновенно. В этом ракурсе разыгрывается смерть."


Текст сложен и неоднозначен, но перекличек с сегодняшним днём много.