Больше рецензий

28 февраля 2014 г. 23:31

51

3

СПОЙЛЕР
Роман Эжена Сю «Парижские тайны» это что-то среднее между сказкой и утопическим социализмом. Здесь все герои легко делятся на хороших и плохих. Причем плохие в романе неестественно, ужасающе плохи, а хорошие просто святые. Действие романа происходит в 19 веке во Франции, может быть, поэтому роман написан стилем не очень близким современному человеку. Надоедают очень длинные, наивные описания героев романа, пейзажей и интерьеров помещений. В романе много философских рассуждений автора о проблемах французского общества того времени и о социальной справедливости. Автор показывает, что многие, попавшие на дно общества люди, все-таки не совсем пропащие, что, заложенное в человеке при рождении нравственное чувство, в конечном счете, бережет его от порока. Эта идея романа вроде бы и неплоха, но очень длинное, порой нудное изложение, наличие многих сюжетных линий, изобилие персонажей, на мой взгляд, сводят все на нет.
Главный герой романа – герцог Родольф, хочет помочь родственнице своего друга, госпоже Жорж, найти сына Жермена, которого у нее похитил муж – каторжник Грамотей. Он переодевается в простолюдина и, что называется, опускается на дно французского общества. Здесь и женщины легкого поведения, и убийцы, и воры, и просто опустившиеся люди. И все это в самом центре Парижа. На этом дне люди живут по своим законам и не очень хотят пускать в свой мир чужих. И здесь, на этом дне, прячутся тайны многих довольно успешных людей, в том числе и самого главного героя. Когда-то, по молодости он страстно полюбил Сару Сейтон и заключил с ней тайный брак. Плодом их несчастного брака стала дочь, которую оба они считали умершей. И как оказалось именно «дно» Парижа долго хранило тайну, что же именно на самом деле произошло с их дочерью. Не знаю, может быть, действительно в те времена, были такие кошмарные нравы, но на меня произвело неизгладимое впечатление, как может мать, сестра, хладнокровно пытаться убить своего сына, брата, а отец готовить сына для преступлений, как можно издеваться над маленьким ребенком, только ради наживы?!
По задумке автора Родольф, насмотревшись на страдания обездоленных людей, начинает предотвращать зло и стараться делать добро, но может ли обычный человек стать богом и вершить судьбы людей? Можно ли даже абсолютному злодею, каким был Грамотей, без суда выколоть глаза, да еще и чужими руками? И что это дало? Сам Грамотей сказал, что Родольф отнял у него зрение, но отнюдь не возможность творить зло. Не знаю, как оценить это произведение. Прочитав его, я все больше стала задумываться, а нужны ли были мне все эти тайны.