Больше рецензий

21 мая 2023 г. 13:09

143

2 Спойлер Очень плохая книга

Обычно мне лень писать рецензии, но тут меня так пробомбило, что я решил высказаться. В общем, эта первая книга издательства, которая попала мне в руки, причем попала довольно таки случайно. Надо сказать, оформление книги мне жутко не нравится - шрифт и обложка, на мой скромный взгляд, не продающие. Выглядит все так, как будто всем было плевать в издательстве на эту книгу, но правда самое все таки фиговое - это содержание. Вообще, конечно, книги на тему ведьм мне никогда особо не были интересны, но если бы книга сама по себе была удобоваримая, то это было хотя бы приятно.

Итак, плюсы. Плюса насчитал два - сеттинг и язык. Окружение в книге описано довольно сносно, ты реально веришь в эти леса, в эту атмосферу Шотландии, в пабы, в традиционные танцы, в обычаи и верования. Написан текст тоже довольно хорошо, у меня челюсть не сворачивалась в зевоте, и на этом спасибо. Однако, это не оправдывает весь тот православный балаган, который я впитал.

Минусы.
Начну я пожалуй с главных героев. В центре повествования Лорен (она же Орен по рождению) и ее папаша Найл. Лорен - классическая забитая девочка, страдающая от буллинга в школе, от фигни, которую творит ее отец. Лорен, если я правильно помню, идет 11-й год и она очень странная. Меня не покидало ощущение, что у главной героини то ли какая-то биполярка, то ли еще какое-то расстройство, она постоянно на каких-то эмоциональных качелях, ее эмоции меняются просто на пустом месте и показано это плохо. Потенциал у подобных типов персонажей есть, например, в романе Ширли Джексон "Призрак дома на холме" героиня Эленор, но здесь же Лорен просто необоснованно проявляет череду эмоций. (Хочется отметить наших замечательных "локализаторов", которые адаптировали книгу как "Дочь ведьмы". Кому? Зачем? Оригинальное название дословно переводится как "Сосна", которое отражает имя главной героини Орен. Об этом даже в самой книге прямым текстом написано, зачем мудрить - непонятно). Найл - человек глубоко страдающий, алкаш и работяга, который в своих кусках текста просто творит какую-то дичь на протяжении всей книги и все. Никакого развития или морали у этих сцен нет.
Коротко о диалогах, в этой книге они довольно плохо прописаны. С таким же успехом я общаюсь с котом на кухне утром.
Что касается сюжета и того самого саспенса, который читателям обещается. Выскакивания ведьмочки, которую видит Лорен, ее отец и парочка других героев - это не саспенс. Признаю, поначалу это вызывало легкое любопытство, но потом просто стало плевать на эти разбросанные камни и прочее. Эти сцены ни на что не выводят в романе вообще. Я даже могу сразу сказать - книга не работает как саспенс, как хоррор, как триллер и как детектив. Самое приколдесное в этом всем то, что книга написана от перспективы НЕ ТЕХ героев. Да-да, я считаю, что самая вкусная сюжетная линия в книге отдана ВТОРОСТЕПЕННЫМ героям, то есть Анн-Мари и Диане. Именно эти две героини двигают весь движ буквально за кадром, именно их поступки и расследование приводят к концовке, а не Лорен и Найл со своей драмой. Самое смешное, что главная тайна книги не только за кадром, но и раскрывает ее Анн-Мари в конце книги через "интервью" с Найлом и Лорен, а мы, как читатели в этих событиях вообще не участвовали!
Почему книга не написана с поправкой на то, что главные герои романа - Анн-Мари и Диана? Все. Это вся книга. Причем в последней 25 главе буквально по всем законам плохих книг в паре абзацев пишется, что стало с главными героями после событий книги. Кстати, если говорить о детективной линии, то уже на середине автор сливает виновника классическими паттернами, а Найла, ессесена, подозревать в чем-то бессмысленно, ибо уже в аннотации нас пытаются агрессивно привлечь к нему.
Что касается логики в повествовании, то есть определенные проблемы с выстраиванием целостной картины. Например, очень сложно сопоставить некоторые сцены друг с другом. Иногда я с первого раза не мог понять ощущение времени в романе, то есть поскольку сцены Лорен и Найла перемежаются друг с другом, то они иногда происходят параллельно друг другу, но написано это так, как будто я читаю уже про события, происходящие спустя день или два. Это сбивает и приходится листать и перечитывать более раннюю сцену. У персонажей с логикой все плохо, особенно закатывались глаза, когда тебе говорят про вечно ходящие слухи о Найле и его пропавшей ведьме, но никто ничего не говорит напрямую Найлу, даже те, кто относительно нормально с ним контактирует. Ну никогда не поверю, что можно утаить широко ходящие слухи, причем настолько пытается автор придать этому серьезный флер таинственности. Конечно, я понимаю, что это условность, но довольно нелепая именно здесь, она просто не работает.
В общем, сюжет книги ни к чему не приводит, драма Найла и Лорен ни к чему не приводит, сцены с кругами и Кристиной ни к чему не приводят. Одна лишь детективная ветка (повторюсь, за кадром) приводит к какому-то результату, но и детектив тут так себе. Единственное, что линия с буллингом немного лучше раскрыта, чем все остальное, вот все эмоции мои оставлены чисто на этих нечастых сценах.

Итог.
Книга не просто на один раз, книга не стоит вообще чьего-то времени. Наверное, нужно прочитать кучу книг в этих жанрах, чтобы понимать в сравнении, насколько это плохо. Я крайне рекомендую только одно - проходить мимо этой книги. Ставлю ей две Лорен из пяти только за сеттинг.